Неточные совпадения
Всякий человек, дикий и мыслитель, как бы неотразимо ему ни доказывали рассуждение и опыт то, что невозможно представить себе два разных
поступка в одних и тех же условиях, чувствует, что без этого бессмысленного представления (составляющего сущность
свободы), он не может себе представить жизни.
Если понятие о
свободе для разума представляется бессмысленным противоречием, как возможность совершить два paзные
поступка в одних и тех же условиях, или как действие без причины, то это доказывает только то, что сознание не подлежит разуму.
Поступки человека вытекают из его прирожденного характера и мотивов, действующих на него. Чтò такое есть совесть и сознание добра и зла
поступков, вытекающих из сознания
свободы? вот вопрос этики.
Говорим ли мы о переселении народов и набегах варваров, или о распоряжениях Наполеона III, или о
поступке человека, совершенном час тому назад и состоящем в том, что из нескольких направлений прогулки он выбрал одно, мы не видим ни малейшего противоречия. Мера
свободы и необходимости, руководившей
поступками этих людей, ясно определена для нас.
Отношение
свободы к необходимости уменьшается и увеличивается, смотря по той точке зрения, с которой рассматривается
поступок; но отношение это всегда остается обратно пропорциональным.
— Во всех этих случаях увеличивается или уменьшается понятие о
свободе, и, соответственно тому, уменьшается или увеличивается понятие о необходимости, смотря по той точке зрения, с которой рассматривается
поступок.
Постепенность представления о бòльшей или меньшей
свободе и необходимости в этом отношении зависит от бòльшего или мèньшего промежутка времени от совершения
поступка до суждения о нем.
Когда мы совершенно не понимаем причины
поступка, всё равно — в случае ли злодейства, доброго дела или даже безразличного по добру и злу
поступка, мы в таком
поступке признаем наибольшую долю
свободы.
Но если хоть одна из бесчисленных причин известна нам, мы признаем уже известную долю необходимости и менее требуем возмездия за преступление, менее признаем заслуги в добродетельном
поступке, менее
свободы в казавшемся оригинальным
поступке.
Если же и самый человек, действие которого мы рассматриваем, стоит на самой низкой степени развития ума, как ребенок, сумасшедший, дурачек, то мы, зная причины действия и несложность характера и ума, уже видим столь большую долю необходимости и столь малую
свободы, что как скоро нам известна причина, долженствующая произвести действие, мы можем предсказать
поступок.
Так что, если мы рассматриваем такое положение человека, в котором связь его с внешним миром наиболее известна, период времени суждения от времени совершения
поступка наибольший и причины
поступка наидоступнейшие, то мы получаем представление о наибольшей необходимости и наименьшей
свободе.
Как бы мы ни приближали время суждения ко времени
поступка, мы никогда не получим понятия
свободы во времени.
3) Как бы ни увеличивалась трудность постижения причины, мы никогда не придем к представлению полной
свободы, т. е. к отсутствию причины. Как бы ни была непостижима для нас причина выражения воли в каком бы то ни было нашем или чужом
поступке, первое требование ума есть предположение и отыскание причины, без которой немыслимо никакое явление. Я поднимаю руку с тем, чтобы совершить
поступок, независимый от всякой причины, но то, что я хочу совершить
поступок, не имеющий причины, есть причина моего
поступка.
Но даже если бы, представив себе человека совершенно исключенного от всех влияний, рассматривая только его мгновенный
поступок настоящего и предполагая, что он не вызван никакою причиною, мы допустили бесконечно малый остаток необходимости равным нулю, мы бы и тогда не пришли к понятию о полной
свободе человека; ибо существо, не принимающее на себя влияний внешнего мира, находящееся вне времени и не зависящее от причин, уже не есть человек.
Неточные совпадения
По крайней мере, он мог бы злиться на свою глупость, как и злился он прежде на безобразные и глупейшие действия свои, которые довели его до острога. Но теперь, уже в остроге, на
свободе, он вновь обсудил и обдумал все прежние свои
поступки и совсем не нашел их так глупыми и безобразными, как казались они ему в то роковое время, прежде.
Как бы то ни было, но в редкой девице встретишь такую простоту и естественную
свободу взгляда, слова,
поступка. У ней никогда не прочтешь в глазах: «теперь я подожму немного губу и задумаюсь — я так недурна. Взгляну туда и испугаюсь, слегка вскрикну, сейчас подбегут ко мне. Сяду у фортепьяно и выставлю чуть-чуть кончик ноги…»
И как военные живут всегда в атмосфере общественного мнения, которое не только скрывает от них преступность совершаемых ими
поступков, но представляет эти
поступки подвигами, — так точно и для политических существовала такая же, всегда сопутствующая им атмосфера общественного мнения их кружка, вследствие которой совершаемые ими, при опасности потери
свободы, жизни и всего, что дорого человеку, жестокие
поступки представлялись им также не только не дурными, но доблестными
поступками.
Все зло происходит в семье оттого, что Русаков, боясь дать дочери
свободу мнения и право распоряжаться своими
поступками, стесняет ее мысль и чувство и делает из нее вечно несовершеннолетнюю, почти слабоумную девочку.
— Я вам уже имел честь доложить, что у нас нет в виду ни одного обстоятельства, обвиняющего вашего сына в
поступке, за который мы могли бы взять его под арест. Может быть, вы желаете обвинить его в чем-нибудь, тогда, разумеется, другое дело: мы к вашим услугам. А без всякой вины у нас людей не лишают
свободы.