Неточные совпадения
Как бы мы ни представляли себе человека исключенным от влияний внешнего мира, мы никогда не получим понятия о
свободе в
пространстве.
1) Как бы ни увеличивалось наше знание тех пространственных условий, в которых находится человек, знание это никогда не может быть полное, так как число этих условий бесконечно, велико так же, как бесконечно
пространство. И потому как скоро определены не все условия, не все влияния на человека, то и нет полной необходимости, а есть известная доля
свободы.
Во втором случае, если бы возможна была
свобода без необходимости, мы бы пришли к безусловной
свободе вне
пространства, времени и причин, которая потому самому, что была бы безусловна и ничем не ограничивалась, была бы ничто или одно содержание без формы.
Но точно так же, как предмет всякой науки есть проявление этой неизвестной сущности жизни, сама же эта сущность может быть только предметом метафизики, — точно так же проявление силы
свободы людей в
пространстве, времени и зависимости от причин составляет предмет истории; сама же
свобода есть предмет метафизики.
Для истории существуют линии движения человеческих воль, один конец которых скрывается в неведомом, а на другом конце которых движется в
пространстве, во времени и в зависимости от причин сознание
свободы людей в настоящем.
В первом случае надо было отказаться от сознания неподвижности в
пространстве и признать неощущаемое нами движение; в настоящем случае, точно так же необходимо отказаться от сознаваемой
свободы и признать неощущаемую нами зависимость.
Неточные совпадения
Проводивши внучек, она, может быть, в первый раз почувствовала, что от ее существа что-то оторвалось и что она разом получила какую-то безграничную
свободу, до того безграничную, что она уже ничего не видела перед собой, кроме пустого
пространства.
На него, кажется, действовала ночь, звезды и
свобода открытого
пространства. Он был в духе и в каком-то порыве на откровенность. Я этим воспользовался.
«Этика» Н. Гартмана, наиболее интересная в философской литературе нашего времени, представляется мне принципиально несостоятельной, потому что идеальные ценности у него висят в безвоздушном
пространстве и нет антропологии, нет онтологии, которая объяснила бы, откуда берется у человека
свобода, откуда у него сила для осуществления в мире ценностей.
Когда весною выпускают птицу на
свободу, она должна лететь так, как этот голос: без цели, без дороги, стремясь исчертить, обнять, почувствовать всю звонкую ширь небесного
пространства.
Старшая дочь, Гонерила, говорит, что нет слов для выражения ее любви, что она любит отца больше зрения, больше
пространства, больше
свободы, любит так, что это мешает ей дышать.