Неточные совпадения
Для того чтобы понять,
в чем состоит эта
зависимость, необходимо восстановить другое упущенное условие всякого приказания, исходящего не
от Божества, а
от человека и состоящее
в том, что сам приказывающий
человек участвует
в событии.
Итак, представление наше о свободе и необходимости постепенно уменьшается и увеличивается, смотря по большей или меньшей связи с внешним миром, по бòльшему или меньшему отдалению времени и бòльшей или меньшей
зависимости от причин,
в которых мы рассматриваем явление жизни
человека.
Если же мы рассматриваем
человека в наименьшей
зависимости от внешних условий; если действие его совершено
в ближайший момент к настоящему, и причины его действия нам недоступны, то мы получим представление о наименьшей необходимости и наибольшей свободе.
Но точно так же, как предмет всякой науки есть проявление этой неизвестной сущности жизни, сама же эта сущность может быть только предметом метафизики, — точно так же проявление силы свободы
людей в пространстве, времени и
зависимости от причин составляет предмет истории; сама же свобода есть предмет метафизики.
История рассматривает проявления свободы
человека в связи с внешним миром во времени и
в зависимости от причин, т. е. определяет эту свободу законами разума, и потому история только на столько есть наука, на сколько эта свобода определена этими законами.
Для истории существуют линии движения человеческих воль, один конец которых скрывается
в неведомом, а на другом конце которых движется
в пространстве, во времени и
в зависимости от причин сознание свободы
людей в настоящем.
Неточные совпадения
Корею,
в политическом отношении, можно было бы назвать самостоятельным государством; она управляется своим государем, имеет свои постановления, свой язык; но государи ее, достоинством равные степени королей, утверждаются на престоле китайским богдыханом. Этим утверждением только и выражается
зависимость Кореи
от Китая, да разве еще тем, что из Кореи ездят до двухсот
человек ежегодно
в Китай поздравить богдыхана с Новым годом. Это похоже на
зависимость отделенного сына, живущего своим домом,
от дома отца.
Я много раз писал о том, что структура человеческого сознания не может быть понята статически, что она меняется, суживается или расширяется, и
в зависимости от этого
человеку раскрываются разные миры.
Можно установить четыре периода
в отношении
человека к космосу: 1) погружение
человека в космическую жизнь,
зависимость от объектного мира, невыделенность еще человеческой личности,
человек не овладевает еще природой, его отношение магическое и мифологическое (примитивное скотоводство и земледелие, рабство); 2) освобождение
от власти космических сил,
от духов и демонов природы, борьба через аскезу, а не технику (элементарные формы хозяйства, крепостное право); 3) механизация природы, научное и техническое овладение природой, развитие индустрии
в форме капитализма, освобождение труда и порабощение его, порабощение его эксплуатацией орудий производства и необходимость продавать труд за заработную плату; 4) разложение космического порядка
в открытии бесконечно большого и бесконечно малого, образование новой организованности,
в отличие
от органичности, техникой и машинизмом, страшное возрастание силы
человека над природой и рабство
человека у собственных открытий.
Человек был поставлен
в зависимость от внешней общественности.
Была и еще одна причина
в том же роде: мать Сторешникова, конечно, станет противиться женитьбе — мать
в этом случае представительница света, — а Сторешников до сих пор трусил матери и, конечно, тяготился своею
зависимостью от нее. Для
людей бесхарактерных очень завлекательна мысль: «я не боюсь; у меня есть характер».