Завися не от точных законов, а от «благоусмотрения», как мы сейчас читали, часто необъяснимого с точки зрения общественной морали,
духовные люди до сих пор ищут оправдании «пролазами» и «пекуниею», а это, конечно, не может не влиять дурно на их нравы.
Неточные совпадения
А между тем то, что мы, по обыкновению, называем публикою, есть, в известном смысле, та же церковь, то есть собрание
людей, связанных единством
духовных интересов, и ради этих-то интересов всем нам пристойно знать об этом деле и иметь свое мнение о значении нынешнего нашего
духовного суда, так как от него зависит клир, а от хорошего или дурного клира зависит развитие
духовной жизни народа, до сих пор еще весьма мало и весьма неудовлетворительно наставленного в христианском учении.
Поэтому, мне кажется, не напрасно будет предложить общественному вниманию вопрос о
духовном суде еще в одной простейшей и понятнейшей форме, в которой всякому и незнакомому с канонами
человеку станут понятны выдающиеся недостатки нынешнего консисторско-епископского суда.
Находя эти краткие отметки самым живым и интересным материалом для суждений о достоинствах нынешнего
духовного суда, отстаиваемого
людьми, для которых благосостояние церкви и всего духовенства стоят ниже каких-нибудь привилегий епископской власти (хотя бы даже привилегий, не принадлежащих ей по точному смыслу канонов), я имел терпение четыре года кряду следить за этим соломоновым судом в Великом Новгороде и дождался, что теперь мои заметки могут пригодиться в дело.
И, таким образом, в этом неосмотрительном злорадстве
люди, вовсе не сочувствовавшие неподвижности
духовного суда, дали своим зложеланием перевес идеям этой неподвижности: реформа настоятельной надобности была отвергнута, и это было большою радостью для
людей, у которых любовь к родине и ее вере и церкви не могла возобладать над их личными чувствами к гр. Толстому.
Такое бессудье или произвол, какие мы видим в нынешнем
духовном суде, вредны прежде всего для самих клировых
людей.
Этому не поможет не только союз священников при петербургской Сергиевской церкви, но не поможет этому даже столь страстно ожидаемая свобода совести, которая, при нынешнем положении русского духовенства, даст только возможность
людям откровеннее распрощаться с своими
духовными отцами…
Судебная реформа помогла бы духовенству очистить свою среду от тех
людей, которые своим поведением не только роняют все
духовное звание, но даже унижают имя
человека, и, несмотря на все это, терпимы в духовенстве к соблазну всех прихожан, стремящихся бежать от таких пастырей в какое-нибудь разноверие.
А в то же время сознание свободы от нынешнего произвола привлекло бы к служению церкви многих благороднейших молодых
людей духовного звания, которые нынче до такой степени шибко бегут от своей среды, что потребовались особые и, очевидно, совершенно бесполезные меры к удержанию их в
духовном звании.
Тот животный человек, который жил в нем, не только поднял теперь голову, но затоптал себе под ноги того
духовного человека, которым он был в первый приезд свой и даже сегодня утром в церкви, и этот страшный животный человек теперь властвовал один в его душе.
Отсюда начинается постоянное стремление Гоголя к улучшению в себе
духовного человека и преобладание религиозного направления, достигшего впоследствии, по моему мнению, такого высокого настроения, которое уже несовместимо с телесною оболочкою человека.
В каждом человеке живут два человека: один слепой, телесный, а другой зрячий, духовный. Один — слепой человек — ест, пьет, работает, отдыхает, плодится и делает всё это, как заведенные часы. Другой — зрячий,
духовный человек — сам ничего не делает, а только одобряет или не одобряет то, что делает слепой, животный человек.
Верно, дело идет большое, до всех добираются, говорят, что даже самые архимандриты призваны к ответу и лишены своих мест, не упоминаю уж о попах, монахах и прочего звания
духовных людях.
Неточные совпадения
— Может быть, и есть… Но его надо знать… Он особенный, удивительный
человек. Он живет одною
духовною жизнью. Он слишком чистый и высокой души
человек.
— Нимало. После этого
человек человеку на сем свете может делать одно только зло и, напротив, не имеет права сделать ни крошки добра, из-за пустых принятых формальностей. Это нелепо. Ведь если б я, например, помер и оставил бы эту сумму сестрице вашей по
духовному завещанию, неужели б она и тогда принять отказалась?
— Монтане — это не совсем правильно, Монтан тут ни при чем;
люди моих воззрений называют себя —
духовными…
Клим Иванович Самгин видел, что восторги отцов — плотского и
духовного — не безразличны девице, румяное лицо ее самодовольно пылает, кругленькие глазки сладостно щурятся. Он не любил
людей, которые много спрашивают. Ему не нравилась эта пышная девица, мягкая, точно пуховая подушка, и он был доволен, что отцы, помешав ему ответить, позволили Софье забыть ее вопрос, поставить другой:
— Мы — последний резерв страны, — сказал он, и ему не возражали. Все эти
люди желали встать над действительностью, почти все они были беспартийны, ибо опасались, что дисциплина партии и программы может пагубно отразиться на своеобразии их личной «
духовной конституции».