Неточные совпадения
Будем ждать обещанной статьи и тогда, если позволят обстоятельства, попробуем вникнуть в подробности дела, защищаемого знаменитым писателем, а теперь будем продолжать изложение того, как в
образованной части общества сформировалось в последнее время несколько более определенное понятие о доблестях русского
народа.
[Самосознание народных масс] далеко еще не вошло у нас в тот период, в котором оно должно выразить всего себя поэтическим образом; писатели из
образованного класса до сих пор почти все занимались
народом, как любопытной игрушкой, вовсе не думая смотреть на него серьезно.
Затем уж не трудно нам будет сообразить, отчего развитие этих начал в
народе по большей части останавливается так рано и нередко совсем заглушается; не хитро также будет понять и то, в какой степени сам простолюдин бывает виновен в неполноте или совершенной остановке своего развития и в какой степени виноваты в этом мы все, причисляющие себя к людям
образованным.
Еще не мало у нас, в
образованном обществе, таких господ, которым ничего не стоит обвинить повально целый
народ в неспособности к [гражданской жизни и] всякому самостоятельному устройству, равно как не мало и таких, которые готовы так защитить
народ и приписать ему такие возвышенные чувствования, что, слушая их, следует только оплакивать совершенную гибель народного достоинства.
Чтобы расширить круг суждения о качествах нашего
народа, мы старались также провести несколько параллелей между людьми простого звания и между лицами того общества, которое называет себя
образованным, на том основании, что, одолевши пять-шесть головоломных наук, в размерах германских гимназических курсов, но с грехом пополам, и, ударившись в ранний космополитизм, оно разорвало связь с
народом и потеряло способность даже понимать основные черты его характера.
— Это, может быть, и справедливо, — произнес Павел, — но я совершенно несогласен с вами касательно теологии, которая присуща и самым
образованным народам.
— То же самое, везде — одно! В каждой губернии — свой бог, своя божья матерь, в каждом уезде — свой угодник! Вот, будто возникло общее у всех, но сейчас же мужики кричат: нам всю землю, рабочие спорят: нет, нам — фабрики. А
образованный народ, вместо того, чтобы поддерживать общее и укреплять разумное, тоже насыкается — нам бы всю власть, а уж мы вас наградим! Тут общее дело, примерно, как баран среди голодных волков. Вот!
Оба, без сомнения, велики, но Иоанн, включив Россию в общую государственную систему Европы и ревностно заимствуя искусство
образованных народов, не мыслил о введении новых обычаев; не видим также, чтобы он пекся о просвещении умов науками.
Неточные совпадения
Но, с другой стороны, не видим ли мы, что
народы самые
образованные наипаче [Наипа́че (церковно-славянск.) — наиболее.] почитают себя счастливыми в воскресные и праздничные дни, то есть тогда, когда начальники мнят себя от писания законов свободными?
Народ пьянствует, молодежь
образованная от бездействия перегорает в несбыточных снах и грезах, уродуется в теориях; откуда-то жиды наехали, прячут деньги, а все остальное развратничает.
Наступает и в
народе уединение: начинаются кулаки и мироеды; уже купец все больше и больше желает почестей, стремится показать себя
образованным, образования не имея нимало, а для сего гнусно пренебрегает древним обычаем и стыдится даже веры отцов.
— В
образованных странах, — сказал с неподражаемым самодовольством магистр, — есть тюрьмы, в которые запирают безумных, оскорбляющих то, что целый
народ чтит… и прекрасно делают.
С ним считалось «правительство», его знало «
образованное общество», чиновники, торговцы — евреи —
народ, питающий большое уважение к интеллекту.