Неточные совпадения
Славянофилы скоро увидели в Островском черты,
вовсе не служащие для проповеди смирения, терпения, приверженности к обычаям отцов
и ненависти к Западу,
и считали нужным упрекать его — или в недосказанности, или в уступках отрицательному воззрению.
Реальная критика относится к произведению художника точно так же, как к явлениям действительной жизни: она изучает их, стараясь определить их собственную норму, собрать их существенные, характерные черты, но
вовсе не суетясь из-за того, зачем это овес — не рожь,
и уголь — не алмаз…
Во всей пьесе Бородкин выставляется благородным
и добрым по-старинному; последний же его поступок
вовсе не в духе того разряда людей, которых представителем служит Бородкин.
Пример этих бездарных фразеров показывает, что смастерить механическую куколку
и назвать ее честным чиновником
вовсе не трудно; но трудно вдохнуть в нее жизнь
и заставить ее говорить
и действовать по-человечески.
Так точно
и в других случаях: создавать непреклонные драматические характеры, ровно
и обдуманно стремящиеся к одной цели, придумывать строго соображенную
и тонко веденную интригу — значило бы навязывать русской жизни то, чего в ней
вовсе нет.
Фет очень верно выражает неопределенные впечатления природы,
и, однако ж, отсюда
вовсе не следует, чтобы его стихи имели большое значение в русской литературе.
Тут нет злобно обдуманных планов, нет сознательной решимости на систематическую, подземную борьбу, нет даже особенной хитрости; тут просто невольное, вынужденное внешними обстоятельствами,
вовсе не обдуманное
и ни с чем хорошенько не соображенное проявление чувства самосохранения.
В их натуре
вовсе нет злости, нет
и вероломства; но им нужно как-нибудь выплыть, выбиться из гнилого болота, в которое погружены они сильными самодурами; они знают, что выбраться на свежий воздух, которым так свободно дышат эти самодуры, можно с помощью обмана
и денег;
и вот они принимаются хитрить, льстить, надувать, начинают
и по мелочи,
и большими кушами, но всегда тайком
и рывком, закладывать в свой карман чужое добро.
И, к довершению всего, оказывается ведь, что Самсон Силыч
вовсе и не пьян; это так только показалось Фоминишне.
В том-то
и дело, что наша жизнь
вовсе не способствует выработке каких-нибудь убеждений, а если у кого они
и заведутся, то не дает применять их.
Здесь все в ответе за какую-то чужую несправедливость, все делают мне пакости за то, в чем я
вовсе не виноват,
и от всех я должен отбиваться, даже
вовсе не имея желания побить кого-нибудь.
А посмотришь, — он
вовсе не изверг, а человек очень обыкновенный
и даже добродушный.
Внутренняя же сторона, последствия совершаемого преступления для других людей
и для общества —
вовсе им не представляются.
Надуть разом, с рывка, хотя бы
и самым бессовестным образом, — это ему ничего; но, думать, соображать, подготовлять обман долгое время, подводить всю эту механику — на такую хроническую бессовестность его не станет,
и не станет
вовсе не потому, чтобы в нем мало было бессовестности
и лукавства, — то
и другое находится в нем с избытком, — а просто потому, что он не привык серьезно думать о чем-нибудь.
Самсон Силыч —
вовсе не порождение ада, а просто грубое животное, в котором смолоду заглушены все симпатические стороны натуры
и не развиты никакие нравственные понятия.
Есть вещи, о которых он
вовсе и не думал, — как, например, обмеривание
и надувание покупателей в лавке, — так там он
и действует совершенно равнодушно, без зазрения совести.
Но автор комедии вводит нас в самый домашний быт этих людей, раскрывает перед нами их душу, передает их логику, их взгляд на вещи,
и мы невольно убеждаемся, что тут нет ни злодеев, ни извергов, а всё люди очень обыкновенные, как все люди,
и что преступления, поразившие нас, суть
вовсе не следствия исключительных натур, по своей сущности наклонных к злодейству, а просто неизбежные результаты тех обстоятельств, посреди которых начинается
и проходит жизнь людей, обвиняемых нами.
Он мог брать для своих изображений не те жизненные факты, в которых известная идея отражаемся наилучшим образом, мог давать им произвольную связь, толковать их не совсем верно; но если художническое чутье не изменило ему, если правда в произведении сохранена, — критика обязана воспользоваться им для объяснения действительности, равно как
и для характеристики таланта писателя, но
вовсе не для брани его за мысли, которых он, может быть, еще
и не имел.
Сделавши эти объяснения, мы можем теперь сказать, что
вовсе не хотим видеть в «Не в своих санях» апологию патриархального, старинного быта
и попытку доказать преимущества русской необразованности пред европейским образованием.
Кажется, чего бы лучше: воспитана девушка «в страхе да в добродетели», по словам Русакова, дурных книг не читала, людей почти
вовсе не видела, выход имела только в церковь божию, вольнодумных мыслей о непочтении к старшим
и о правах сердца не могла ниоткуда набраться, от претензий на личную самостоятельность была далека, как от мысли — поступить в военную службу…
Не ждите, чтоб он сам на себя наложил какие-нибудь ограничения вследствие сознания новых требований образованности; не думайте даже, чтоб он мог проникнуться серьезным уважением к законам разума
и к выводам науки: это
вовсе не сообразно с натурою самодурства.
Мы
вовсе не понимаем, каким образом некоторые критики могли вывести, что в этом лице
и вообще в комедии «Бедность не порок» Островский хотел показать вредное действие новых понятий на старый русский быт…
А Любовь Гордеевна — та уж
вовсе убита, так что не может допустить даже
и мысли о согласии на предложение Мити…
Иванов убивается, требуя, — даже не уничтожения, а именно возвращения расписки, что ему
вовсе не нужно,
и только возбуждает справедливые подозрения в Брускове…
Но нам нет никакой надобности ходить в мечеть, потому что мы
вовсе не чувствуем потребности молиться пророку, не нуждаемся в истинах
и утешениях алкорана
и не верим магометову раю со всеми его гуриями, следовательно, от ислама ничем, не пользуемся
и не хотим пользоваться».
Понятно
и то, почему средние термины, посредствующие между самодурами
и угнетенными,
вовсе не имеют определенной личности, а заимствуют свой характер от положения, в каком находятся: то ползают — перед высшими, то, в свою очередь, задирают нос перед низшими.
А каков он
и как применяется здравым смыслом к данному случаю, где же рассуждать об этом девушке: самодурное воспитание
вовсе не приготовляет к таким рассуждениям.
А там опять примется за прежнее; этого с достоверностью можно ожидать, зная, что в нем
вовсе не развито внутреннее сознание о необходимости честной
и полезной жизни…
И не подумайте, что это говорится со злобою или с сарказмом;
вовсе нет, — это от полноты души, от искреннего убеждения Уланбековой.
«Потому, если его выгнать хотят из суда или
вовсе выгнали, он сейчас к барыне к нашей с жалобой,
и оне уж за него горой, даже самого губернатора беспокоят.
Конечно, труд этот не свободен, не самостоятелен; трудящиеся во всем зависят от прихоти самодуров
и часто принуждены делать
вовсе не то, что следует
и что им хочется…
Между тем надо заметить, что она
и сама Беневоленского
вовсе не знает
и не одобряет.
Но у Мерича даже
и неглубоких-то убеждений нет: от него всякая истина, всякое серьезное чувство
и стремление как-то отскакивает; он как будто не только никогда не жил сознательной жизнью, но даже
вовсе и не понимает, что бы это могло значить…
Некоторые же вещи никак не могли быть удовлетворительно переданы в этой фигуральной форме,
и потому мы почли лучшим пока оставить их
вовсе.