Цитаты со словом «народности»
Область
поиска
«Русская цивилизация, сочинённая г. Жеребцовым» (Добролюбов Н. А., 1858)по всей классике
Таким образом, от идеи своего народа и государства человек, не останавливающийся: в своем развитии, возвышается посредством изучения чужих
народностей до идеи народа и государства вообще и, наконец, постигает отвлеченную идею человечества, так что в каждом человеке, представляющемся ему, видит прежде всего человека, а не немца, поляка, жида, русского и пр.
И сочувствие это вовсе не является в ущерб любви и уважению к другим
народностям; нет, оно есть простое следствие ближайшего знакомства с одним, чем с другим.
Настоящий патриотизм как частное проявление любви к человечеству не уживается с неприязнью к отдельным
народностям; а как проявление живое и деятельное он не терпит ни малейшего реторизма, всегда как-то напоминающего труп, над которым произносят надгробную речь.
Нередко это громкое имя бывает — отечество, родина,
народность, и тут уж не бывает конца цветистым фразам и реторическим изображениям, лишенным всякого внутреннего смысла.
И вслед за этим, через две страницы, г. Жеребцов восклицает: «Вот что, по нашему мнению, должно понимать под именем
народности в науке, провозглашенной старою русскою партией и навлекшей на нее столько насмешек со стороны приверженцев космополитизма» (стр. 550).
Совершенно вопреки его предположениям, мнение о том, что
народность русская состоит в эклектизме, в подражательности, — было провозглашено именно одним из приверженцев космополитизма.
Если бы г. Жеребцов знал их, он ни за что бы не высказал своего мнения о том, что под именем
народности в науке нужно разуметь славянский эклектизм.
С этой точки зрения, говорят они, и можно рассматривать разные личности и разные
народности совершенно отдельно по каждому из двух пунктов: знания могут быть у человека в известном объеме и порядке, но уменье распоряжаться ими может быть развито совершенно несоответственным образом.
Он подружился с неправославными немцами, жил долго в Голландии, стране протестантской, и вследствие того пренебрег теми началами, на которых постоянно утверждалась
народность русская.
Такое положение дел продолжалось целое столетие, до тех пор, пока не было воздвигнуто новое знамя русского развития с надписью: православие, самодержавие и
народность (том II, стр. 78)!
Впрочем, в последнюю четверть века и в этом отношении русское общество далеко подвинулось благодаря началам православия и
народности, столь энергически провозглашенным в это время (том II, стр. 520).
Самое лучшее доказательство того, что общество обращается теперь к православию и
народности, представляет «m-r le chambellan» Муравьев, который есть в одно и то же время превосходный писатель, искренний и благочестивый христианин и светский человек.
Утверждая это, г. Жеребцов вовсе не думает унижать народ русский; напротив — он во всей книге, отстаивая
народность, силится превознести все русское.
Но что должен читатель подумать о русском народе и о всей русской истории, если он поверит г. Жеребцову, что Русь изменила своей
народности и мгновенно приняла новые начала цивилизации, уступая произволу одного человека?
Никогда ни один народ, ни в древней, ни в новой истории, не делал таких внезапных отречений от своей
народности вследствие воли одной личности.
Но, значит, это доверие было слепо и неразумно, когда оно могло довести народ до того, что он смотрел равнодушно на уклонение от самых коренных начал своей
народности.
И зачем же в таком случае сам г. Жеребцов объясняет падение Лжедимитрия тем, что он не уважал русской
народности, не соблюдал постов, не ходил в баню и пр.?
Разве Петр менее нарушал русскую
народность, по мнению г. Жеребцова с славянофилами?
Из основного противоречия, указанного нами во взгляде г. Жеребцова, очевидно уже, что он, несмотря на объявление себя ревностным патриотом и защитником
народности, вовсе не думал о народе русском, сочиняя свои воззрения.
Да и действительно ли начала
народности, хотя и ложно понятой, заставляют г. Жеребцова порицать, и уничтожать все послепетровское развитие Руси до последнего тридцатилетия, ознаменованного возвратом к народности и православию?
Неужели и тут надо видеть основную мысль его — отстоять древнюю русскую
народность восточную от тлетворного влияния Запада?
Самую
народность он защищает на том основании, что испокон веку есть на свете разные породы людей, различной пробы, и что вот славянская порода удалась при ее создании лучше, нежели все другие, чем мы и должны гордиться.
Таким образом,
народность г. Жеребцова можно назвать генеалогическою.
Род, порода, происхождение — вот слова, возбуждающие умиление г. Жеребцова; вот его задушевная идея, прикрытая любовью к
народности.
Кажется, довольно для того, чтобы убедиться, в чем состоят задушевные стремления г. Шеребцова и какие начала прикрываются в его книге разглагольствиями о
народности, православии и т. п.
Влияния византийского тут, конечно, отрицать нельзя; но едва ли стоит тщеславиться его проникновением в русскую
народность.
Цитаты из русской классики со словом «народности»
Ассоциации к слову «народность»
Синонимы к слову «народность»
Предложения со словом «народность»
- Как известно, даже небольшие этносы, малые народности, не говоря уже о нациях, внутренне неоднородны.
- Географические рамки развития русской народности чрезвычайно широки.
- Этнически это были люди разных народностей – ряды чистокровных монголов значительно поредели за годы почти непрерывных сражений, так что теперь среди них было много турок, киргизов, башкир и других обитателей степей.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «народность»
Какими бывают «народности»
Значение слова «народность»
НАРО́ДНОСТЬ, -и, ж. 1. Исторически сложившаяся языковая, территориальная, экономическая и культурная общность людей, предшествующая нации. Союз Советских Социалистических Республик есть социалистическое общенародное государство, выражающее волю и интересы рабочих, крестьян и интеллигенции, трудящихся всех наций и народностей. Конституция СССР. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова НАРОДНОСТЬ
Афоризмы русских писателей со словом «народность»
- Нападки… на недостатки и пороки народности есть не преступление, а заслуга, есть истинный патриотизм.
- Народность в писателе есть достоинство, которое вполне может быть оценено одними соотечественниками…
- Народность, или, скажем лучше, национальность — не в одном языке выражается. Она в духе единения мысли, чувств, в совокупности всех сил русской жизни!
- (все афоризмы русских писателей)
Дополнительно