Хотя в описываемое нами время «сибирский царь» Кучум и был данником Иоанна IV, но русское господство за Каменным поясом, то есть за Уралом, было слабо и ненадежно.
Сибирские татары, признав московского царя своим верховным властителем, не только неаккуратно и худо платили ему дань, но даже частыми набегами тревожили стоящую на тогдашнем рубеже русском Великую Пермь.
В то самое время, когда Ермак шел воевать Кучумову державу, князь пелымский с вогуличами, остяками,
сибирскими татарами и башкирами напал на берега Камы, выжег и истребил селения близ Чердыни, Усолья и новых крепостей Строгановых, умертвил и полонил множество крестьян.
Неточные совпадения
Ходят еще в народе предания о славе, роскоши и жестокости грозного царя, поются еще кое-где песни про осуждение на смерть царевича, про нашествия
татар на Москву и про покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем, которого изображения, вероятно, несходные, можно видеть доселе почти во всех избах
сибирских; но в этих преданиях, песнях и рассказах — правда мешается с вымыслом, и они дают действительным событиям колеблющиеся очертания, показывая их как будто сквозь туман и дозволяя воображению восстановлять по произволу эти неясные образы.
Строгановы на реке Чусовой поставили Чусовской городок; а брат
сибирского султана, Махметкул, на 20 июля 1573 года, «со многолюдством
татар, остяков и с верхчусовскими вогуличами», нечаянно напал на него, многих российских подданных и ясачных (плативших царскую дань мехами — ясак) остяков побил, жен и детей разбежавшихся и побитых жителей полонил и в том числе забрал самого посланника государева, Третьяка Чубукова, вместе с его служилыми
татарами, с которыми он был послан из Москвы «в казацкую орду».
— И мы — казанские — окромя
татар — русские, и
сибирские — русские. А это про кого написано?
Стал Ермак через переводчиков спрашивать
татар: какие они люди и под чьей рукой живут?
Татары говорят, что они
Сибирского царства и царь их Кучум.
— Хлопотал не Субханкулов, а
сибирский купец, тоже
татарин.