Неточные совпадения
Привожу слова пушкинского Пимена, но я
его несравненно богаче: на пестром фоне хорошо знакомого мне прошлого,
где уже умирающего,
где окончательно исчезнувшего, я вижу растущую не по дням, а по часам новую Москву. Она ширится, стремится вверх и вниз, в неведомую доселе стратосферу и в подземные глубины метро, освещенные электричеством, сверкающие мрамором чудесных зал.
В
них входят стадионы — эти московские колизеи,
где десятки и сотни тысяч здоровой молодежи развивают свои силы, подготовляют себя к геройским подвигам и во льдах Арктики, и в мертвой пустыне Кара-Кумов, и на «Крыше мира», и в ледниках Кавказа.
И вдруг — сначала в одном дворе, а потом и в соседних
ему ответили проснувшиеся петухи. Удивленные несвоевременным пением петухов, сначала испуганно, а потом зло залились собаки. Ольховцы ожили. Кое-где засветились окна, кое-где во дворах застучали засовы, захлопали двери, послышались удивленные голоса: «Что за диво! В два часа ночи поют петухи!»
Во время моих скитаний по трущобам и репортерской работы по преступлениям я часто встречался с Рудниковым и всегда дивился
его уменью найти след там,
где, кажется, ничего нет. Припоминается одна из характерных встреч с
ним.
Добронравов берег у себя, как реликвию, наклеенную на папку вырезку из газеты,
где был напечатан погубивший
его фельетон под заглавием «Раешник».
Он прожил где-то в захолустном городишке на глубоком севере несколько лет, явился в Москву на Хитров и навсегда поселился в этой квартире.
По Солянке было рискованно ходить с узелками и сумками даже днем, особенно женщинам: налетали хулиганы, выхватывали из рук узелки и мчались в Свиньинский переулок,
где на глазах преследователей исчезали в безмолвных грудах кирпичей. Преследователи останавливались в изумлении — и вдруг в
них летели кирпичи. Откуда — неизвестно… Один, другой… Иногда проходившие видели дымок, вьющийся из мусора.
Его сестра, О. П. Киреева, — оба
они были народники — служила акушеркой в Мясницкой части, была любимицей соседних трущоб Хитрова рынка,
где ее все звали по имени и отчеству; много восприняла она в этих грязных ночлежках будущих нищих и воров, особенно, если, по несчастью, дети родились от матерей замужних, считались законными, а потому и не принимались в воспитательный дом, выстроенный исключительно для незаконнорожденных и подкидышей.
Любимое место у
них было под Сокольниками, на Ширяевом поле,
где тогда навезли целые бунты толстенных чугунных труб для готовившейся в Москве канализации.
Много
их попадало в Рукавишниковский исправительный приют, много
их высылали на родину, а шайки росли и росли, пополняемые трущобами,
где плодилась нищета, и беглыми мальчишками из мастерских,
где подчас жизнь
их была невыносима.
Через минуту Коське передали сумочку, и
он убежал с ней стремглав, но не в условленное место, в Поляковский сад на Бронной,
где ребята обыкновенно «тырбанили слам», а убежал
он по бульварам к Трубе, потом к Покровке, а оттуда к Мясницкой части,
где и сел у ворот, в сторонке. Спрятал под лохмотья сумку и ждет.
Сухаревский торговец покупал там,
где несчастье в доме, когда все нипочем; или
он «укупит» у не знающего цену нуждающегося человека, или из-под полы «товарца» приобретет, а этот «товарец» иногда дымом поджога пахнет, иногда и кровью облит, а уж слезами горькими — всегда.
Я много лет часами ходил по площади, заходил к Бакастову и в другие трактиры,
где с утра воры и бродяги дуются на бильярде или в азартную биксу или фортунку, знакомился с этим людом и изучал разные стороны
его быта. Чаще всего я заходил в самый тихий трактир, низок Григорьева, посещавшийся более скромной Сухаревской публикой: тут игры не было, значит, и воры не заходили.
И
он жил в таком переулке,
где днем торговля идет, а ночью ни одной души не увидишь.
Добивает Цаплю всеведущий сыщик и идет дальше, к ювелирным палаткам,
где выигравшие деньги шулера обращают
их в золотые вещи, чтоб потом снова проиграться на мельницах…
Это была книжная биржа, завершавшаяся на Сухаревке,
где каждый постоянный покупатель знал каждого букиниста и каждый букинист знал каждого покупателя: что
ему надо и как
он платит.
— Вот вам десять рублей. Я беру картину. Но если она не настоящая, то принесу обратно. Я буду у знакомых,
где сегодня Репин обедает, и покажу
ему.
Один из посетителей шмаровинских «сред», художник-реставратор, возвращался в одно из воскресений с дачи и прямо с вокзала, по обыкновению, заехал на Сухаревку,
где и купил великолепную старую вазу, точь-в-точь под пару имеющейся у
него.
«Иваны», являясь с награбленным имуществом, с огромными узлами, а иногда с возом разного скарба на отбитой у проезжего лошади, дожидались утра и тащили добычу в лавочки Старой и Новой площади, открывавшиеся с рассветом. Ночью к этим лавочкам подойти было нельзя, так как
они охранялись огромными цепными собаками. И целые возы пропадали бесследно в этих лавочках, пристроенных к стене,
где имелись такие тайники, которых в темных подвалах и отыскать было нельзя.
В дни существования «Шиповской крепости» главным разбойничьим притоном был близ Яузы «Поляков трактир», наполненный отдельными каморками,
где производился дележ награбленного и продажа
его скупщикам. Здесь собирались бывшие люди, которые ничего не боялись и ни над чем не задумывались…
Их согнали вниз, даже не арестовывали, а просто выгнали из дома, и
они бросились толпами на пустыри реки Яузы и на Хитров рынок,
где пооткрывался ряд платных ночлежных домов.
С
ним, уже во время работ, я спускался второй раз в Неглинку около Малого театра,
где канал делает поворот и
где русло было так забито разной нечистью, что вода едва проходила сверху узкой струйкой: здесь и была главная причина наводнений.
Я усиленно поддерживал подобные знакомства: благодаря
им я получал интересные сведения для газет и проникал иногда в тайные игорные дома,
где меня не стеснялись и
где я встречал таких людей, которые были приняты в обществе, состояли даже членами клубов, а на самом деле были или шулера, или аферисты, а то и атаманы шаек.
В тот день, когда произошла история с дыркой,
он подошел ко мне на ипподроме за советом: записывать ли
ему свою лошадь на следующий приз, имеет ли она шансы? На подъезде, после окончания бегов, мы случайно еще раз встретились, и
он предложил по случаю дождя довезти меня в своем экипаже до дому. Я отказывался, говоря, что еду на Самотеку, а это
ему не по пути, но
он уговорил меня и, отпустив кучера, лихо домчал в своем шарабане до Самотеки,
где я зашел к моему старому другу художнику Павлику Яковлеву.
— Сперва думали — мертвый, положили в часовню,
где два тела опившихся лежали, а
он зашевелился и заговорил.
Действительно, я напечатал рассказ «В глухую»,
где подробно описал виденный мною притон, игру в карты, отравленного «малинкой» гостя, которого потащили сбросить в подземную клоаку, приняв за мертвого. Только Колосов переулок назвал Безымянным. Обстановку описал и в подробностях, как живых, действующих лиц. Барон Дорфгаузен, Отто Карлович… и это действительно было
его настоящее имя.
То же самое было и на Живодерке,
где помещался «Собачий зал Жана де Габриель». Населенная мастеровым людом, извозчиками, цыганами и официантами, улица эта была весьма шумной и днем и ночью. Когда уже все «заведения с напитками» закрывались и охочему человеку негде было достать живительной влаги, тогда
он шел на эту самую улицу и удовлетворял свое желание в «Таверне Питера Питта».
Если ночью надо достать водки, подходи прямо к городовому, спроси,
где достать, и
он укажет дом...
При появлении
его в гостиной,
где после кофе с ликерами переваривали в креслах купцы лукулловский обед, сразу раздавалось несколько голосов...
Бывал на «вторничных» обедах еще один чудак, Иван Савельев. Держал
он себя гордо, несмотря на долгополый сюртук и сапоги бутылками. У
него была булочная на Покровке,
где все делалось по «военно-государственному», как
он сам говорил. Себя
он называл фельдмаршалом, сына своего, который заведовал другой булочной, именовал комендантом, калачников и булочников — гвардией, а хлебопеков — гарнизоном.
Николай уезжал по утрам на Ильинку, в контору,
где у
них было большое суконное дело, а старший весь день сидел у окна в покойном кожаном кресле, смотрел в зеркало и ждал посетителя, которого пустит к
нему швейцар — прямо без доклада. Михаил Иллиодорович всегда сам разговаривал с посетителями.
Эти две различные по духу и по виду партии далеко держались друг от друга. У бедноты не было знакомств,
им некуда было пойти, да и не в чем. Ютились по углам, по комнаткам, а собирались погулять в самых дешевых трактирах. Излюбленный трактир был у
них неподалеку от училища, в одноэтажном домике на углу Уланского переулка и Сретенского бульвара, или еще трактир «Колокола» на Сретенке,
где собирались живописцы, работавшие по церквам. Все жили по-товарищески: у кого заведется рублишко, тот и угощает.
Он ушел, встретил на улице знакомого кучера из той деревни,
где был волостным писарем до поступления в училище.
Шмаровин вообще дружил с полуголодной молодежью Училища живописи, покупал
их вещи, а некоторых приглашал к себе на вечера,
где бывали также и большие художники.
В 1894 году на огромный стол,
где обычно рисовали по «средам» художники свои акварели, В. Е. Шмаровин положил лист бристоля и витиевато написал сверху: «1-я среда 1894-го года».
Его сейчас же заполнили рисунками присутствующие. Это был первый протокол «среды».
Немало вышло из учеников С. И. Грибкова хороших художников. Время от времени
он их развлекал, устраивал по праздникам вечеринки,
где водка и пиво не допускались, а только чай, пряники, орехи и танцы под гитару и гармонию.
Он сам на таких пирушках до поздней ночи сидел в кресле и радовался, как гуляет молодежь.
Под бельэтажем нижний этаж был занят торговыми помещениями, а под
ним, глубоко в земле, подо всем домом между Грачевкой и Цветным бульваром сидел громаднейший подвальный этаж, весь сплошь занятый одним трактиром, самым отчаянным разбойничьим местом,
где развлекался до бесчувствия преступный мир, стекавшийся из притонов Грачевки, переулков Цветного бульвара, и даже из самой «Шиповской крепости» набегали фартовые после особо удачных сухих и мокрых дел, изменяя даже своему притону «Поляковскому трактиру» на Яузе, а хитровская «Каторга» казалась пансионом благородных девиц по сравнению с «Адом».
Ипатовцы для своих конспиративных заседаний избрали самое удобное место — трактир «Ад»,
где никто не мешал
им собираться в сокровенных «адских кузницах». Вот по имени этого притона группа ишутинцев и назвала себя «Ад».
Кроме трактира «Ад»,
они собирались еще на Большой Бронной, в развалившемся доме Чебышева,
где Ишутин оборудовал небольшую переплетную мастерскую, тоже под названием «Ад»,
где тоже квартировали некоторые «адовцы», называвшие себя «смертниками», то есть обреченными на смерть. В числе
их был и Каракозов, неудачно стрелявший в царя.
А потом ехал в «Эрмитаж»,
где уже сделался завсегдатаем вместе с десятками таких же, как
он, «вась-сиясей», и мундирных и штатских.
Яблоки кальвиль, каждое с гербом, по пять рублей штука при покупке… И прятали замоскворецкие гости по задним карманам долгополых сюртуков дюшесы и кальвиль, чтобы отвезти
их в Таганку, в свои старомодные дома,
где пахло деревянным маслом и кислой капустой…
В прежние годы Охотный ряд был застроен с одной стороны старинными домами, а с другой — длинным одноэтажным зданием под одной крышей, несмотря на то, что
оно принадлежало десяткам владельцев. Из всех этих зданий только два дома были жилыми: дом,
где гостиница «Континенталь», да стоящий рядом с
ним трактир Егорова, знаменитый своими блинами. Остальное все лавки, вплоть до Тверской.
Когда в трактирах ввели расчет на «марки», Петр Кирилыч бросил работу и уехал на покой в свой богато обстроенный дом на Волге, где-то за Угличем. И сказывали земляки, что, когда
он являлся за покупками в свой Углич и купцы по привычке приписывали в счетах,
он сердился и говорил...
Против ворот [Въезд во двор со стороны Тверской, против Обжорного переулка.] Охотного ряда, от Тверской, тянется узкий Лоскутный переулок, переходящий в Обжорный, который кривулил к Манежу и к Моховой; нижние этажи облезлых домов в
нем были заняты главным образом «дырками». Так назывались харчевни,
где подавались: за три копейки — чашка щей из серой капусты, без мяса; за пятак — лапша зелено-серая от «подонья» из-под льняного или конопляного масла, жареная или тушеная картошка.
Мосолов умер в 1914 году.
Он пожертвовал в музей драгоценную коллекцию гравюр и офортов, как своей работы, так и иностранных художников.
Его тургеневскую фигуру помнят старые москвичи, но редко кто удостаивался бывать у
него. Целые дни
он проводил в своем доме за работой, а иногда отдыхал с трубкой на длиннейшем черешневом чубуке у окна, выходившего во двор,
где помещался в восьмидесятых годах гастрономический магазин Генералова.
Рядом с домом Мосолова, на земле, принадлежавшей Консистории, [Консистория — зал собрания (лат.). В дореволюционной России коллегиальный совет, подчиненный архиерею.] был простонародный трактир «Углич». Трактир извозчичий, хотя у
него не было двора,
где обыкновенно кормятся лошади, пока
их владельцы пьют чай. Но в то время в Москве была «простота», которую вывел в половине девяностых годов обер-полицмейстер Власовский.
И Салтычиху
он видел здесь, в этой самой комнате,
где мы теперь сидим…
Часа три мы пробыли здесь с Богатовым, пока
он сделал прекрасную зарисовку, причем десятник дал нам точные промеры подземелья. Ужасный каменный мешок,
где был найден скелет, имел два аршина два вершка вышины, ширины — тоже два аршина два вершка, а глубины в одном месте,
где ниша, — двадцать вершков, а в другом — тринадцать. Для чего была сделана эта ниша, так мы и не догадались.
В 1923–1924 годах на месте,
где были «Мясницкие» меблированные комнаты, выстроены торговые помещения. Под
ними оказались глубоченные подвалы со сводами и какими-то столбами, напоминавшие соседние тюрьмы «Тайного приказа», к которому, вероятно, принадлежали
они. Теперь
их засыпали, но до революции
они были утилизированы торговцем Чичкиным для склада молочных продуктов.