Неточные совпадения
Такого рода
факты никогда не совершаются не в свое время; время для
науки настало, она достигла до истинного понятия своего; духу человеческому искусившемуся на всех ступенях лестницы самопознания, начала раскрываться истина в стройном наукообразном организме и притом в живом организме.
После католической
науки новая
наука, рожденная среди отрицанья и борьбы, требовала иных оснований, более положительных, фактических; но не было у нее материалов, запасов, обследованных событий и наблюдений; войско
фактов было недостаточно.
Такие занятия имеют иногда свою пользу, доставляя
факты для истинной
науки.
Всеобщее, мысль, идея — начало, из которого текут все частности, единственная нить Ариадны, — теряется у специалистов, упущена из вида за подробностями; они видят страшную опасность:
факты, явления, видоизменения, случаи давят со всех сторон; они чувствуют природный человеку ужас заблудиться в многоразличии всякой всячины, ничем не сшитой; они так положительны, что не могут утешаться, как дилетанты, каким-нибудь общим местом, и в отчаянии, теряя единую, великую цель
науки, ставят границей стремления Orientierung [ориентацию (нем.).].
Мир фактический служит, без сомнения, основой
науки;
наука, опертая не на природе, не на
фактах, есть именно туманная
наука дилетантов.
Но, с другой стороны,
факты in crudo [в сыром виде (лат.).], взятые во всей случайности бытия, несостоятельны против разума, светящего в
науке.
Во всей германской атмосфере носятся новые вопросы о жизни и
науке, это — очевидный
факт в журналистике, в изящных произведениях, в книгах.
Наука нынче представляет то же зрелище: она достигла высшего призвания своего; она явилась солнцем всеосвещающим, разумом
факта и, следственно, оправданием его; но она не остановилась, не села отдыхать на троне своего величия; она перешла свою высшую точку и указывает путь из себя в жизнь практическую, сознаваясь, что в ней не весь дух человеческий исчерпан, хотя и весь понят.
Как бы полна ни была
наука, ее полнота отвлеченна, ее положение относительно природы отрицательно; она это знала со времен Декарта, ясно противопоставившего мышление
факту, дух — природе.
Риккерт захотел ориентировать гносеологию не только на факте естественных, генерализирующих наук, но и на
факте наук исторических, индивидуализирующих.
Гипотеза последовательного номинализма, по которой общие понятия рассматривались бы как человеческая выдумка, условное соглашение, измышленная кличка, ухищрения отдельных людей, делала бы совершенно непонятной эту значимость понятий, она атомизирует мышление и оказывается бессильной при объяснении
факта науки.
Неточные совпадения
Без естественных
наук нет спасения современному человеку, без этой здоровой пищи, без этого строгого воспитания мысли
фактами, без этой близости к окружающей нас жизни, без смирения перед ее независимостью — где-нибудь в душе остается монашеская келья и в ней мистическое зерно, которое может разлиться темной водой по всему разумению.
Гносеологи хотят иметь исключительно дело с
фактом положительной
науки;
Можно ориентировать гносеологию на
факте естественных
наук, можно ориентировать на
факте исторических
наук, нельзя ли ориентировать гносеологию на
факте религиозного откровения?
Это ясно обнаруживается в школе Когена, которая не может существовать иначе, как питаясь
фактом положительной
науки, математического естествознания.
Сама положительная
наука от гносеологии не зависит и в гносеологии не нуждается, но гносеология исключительно питается
фактом существования
науки.