Самый
факт науки предшествует анализу и дает для него материал (критика приходит всегда post factum [После свершившегося факта, задним числом (лат.).]), но она стремится удалить из этого факта то, что в нем есть фактичного, генетического, психологического, и выделить из него то, что образует в нем познавательную схему, значимость, смысл; другими словами, критика рассматривает факт лишь как место категорий или частный случай категориального синтеза.
Гипотеза последовательного номинализма, по которой общие понятия рассматривались бы как человеческая выдумка, условное соглашение, измышленная кличка, ухищрения отдельных людей, делала бы совершенно непонятной эту значимость понятий, она атомизирует мышление и оказывается бессильной при объяснении
факта науки.
Неточные совпадения
Религия представляет собой настолько универсальный
факт человеческой жизни, что просто его отрицать никому невозможно; если и скажут, что религия не может в настоящее время считаться свойственной в одинаковой мере всему человечеству, то ведь не надо забывать, что этот же аргумент еще в большей степени применим к эстетике, этике, даже
науке.
— То, что она (
наука) добывает путем доказательств, для религии является просто абсолютным
фактом.
Поэтому
наукой о религии возможно заниматься, при известной методологической тренировке или школе, не имея внутренне никакой религиозной одаренности, относясь к
фактам религиозной истории как коллекционер, собирающий, примерно, бразильских бабочек или редких жуков.
Основной
факт, который констатируется
наукой о религии, сводится к множественности религий, при наличности между ними известного сродства, внешней и внутренней близости.
То обстоятельство, что научное исследование нередко связывается с настроениями, враждебными религии, не должно закрывать того
факта, что в
науке религия получает новую область жизненного влияния.
Однако это суждение будет близоруко: надо смотреть поверх случайных и преходящих тенденций данного момента, которые быстро сменяются другими тенденциями, и оценивать
факт развития
науки о религии в его жизненном значении.
Риккерт захотел ориентировать гносеологию не только на факте естественных, генерализирующих наук, но и на
факте наук исторических, индивидуализирующих.
Всем этим я хочу сказать, что гносеология прежде всего должна быть ориентирована на факте религиозного откровения, а не на
факте науки, как хотят неокантианцы.
Неточные совпадения
Без естественных
наук нет спасения современному человеку, без этой здоровой пищи, без этого строгого воспитания мысли
фактами, без этой близости к окружающей нас жизни, без смирения перед ее независимостью — где-нибудь в душе остается монашеская келья и в ней мистическое зерно, которое может разлиться темной водой по всему разумению.
Гносеологи хотят иметь исключительно дело с
фактом положительной
науки;
Можно ориентировать гносеологию на
факте естественных
наук, можно ориентировать на
факте исторических
наук, нельзя ли ориентировать гносеологию на
факте религиозного откровения?
Это ясно обнаруживается в школе Когена, которая не может существовать иначе, как питаясь
фактом положительной
науки, математического естествознания.
Сама положительная
наука от гносеологии не зависит и в гносеологии не нуждается, но гносеология исключительно питается
фактом существования
науки.