Основные положения теософии

Чуруппмулладж Джинараджадаса, 1922

Теософия – это мудрость, открывающаяся в результате изучения эволюции жизни и формы. Эта мудрость уже существует благодаря труду определенным образом подготовленных исследователей, которые на протяжении веков стремились разгадать тайны природы. Их также называют Учителями Мудрости. Это те души, которые в процессе эволюции прошли ступень человека и перешли на более высокую ступень – Адепта. Хотя основополагающие идеи теософии являются откровением, они остаются неубедительными до тех пор, пока человек сам не придет к их пониманию. Однако каждый человек должен быть готов встретиться лицом к лицу с самой величественной идеей об устройстве жизни и принять ее, насколько способны его сердце и разум. Эта книга написана для того, чтобы показать, что в теософии такая идея существует.

Оглавление

Из серии: Традиция, религия, культура

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Основные положения теософии предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 1

Эволюция жизни и эволюция формы

Для подготовки к пониманию теософии нет ничего лучше общих и разносторонних знаний в области современной науки. Наука оперирует фактами, классифицирует их и открывает законы. Теософия имеет дело с теми же фактами, и, хотя они могут классифицироваться иначе, выводы, к которым она приходит, по сути те же самые. В тех случаях, когда выводы отличаются, причина не в том, что теософия подвергает сомнению факты науки, а в том, что перед тем, как сделать какой-либо вывод, она принимает во внимание дополнительные факты, которые либо современной наукой игнорируются, либо пока еще ей недоступны. Коль скоро факты всегда неизменны, существует только одна Наука. То, что считает истинным наука, принимается и теософией, а то, что истинно с точки зрения теософии, находится в полной гармонии со всеми фактами и, таким образом, является в высшей степени научным.

Величайшее достижение современной науки, предлагаемое пытливому уму, заключается в понимании феномена существования как движущей силы великого процесса, называемого Эволюцией. Постараемся в общих чертах представить, что такое эволюция с точки зрения науки, и тогда мы сможем понять, что под этим подразумевает теософия.

Для начала рассмотрим большую туманность в созвездии Ориона (рис. 1).

Рис. 1

Она представляет собой хаотическое скопление раскаленной материи диаметром в миллионы и миллионы миль. Это бесформенная облачная масса, наполненная энергией, не совершающей, насколько нам известно, никакой полезной работы.

Но существуют иные туманности, в которых обнаружена определенная эволюционная тенденция. Например, туманность в созвездии Гончих псов (рис. 2) не только вращается вокруг центра, но и разделяется на отчетливо видимые части, или рукава. Продолжая движение вокруг центра, вещество, из которого состоит каждый рукав, начинает медленно сгущаться вокруг одного или нескольких ядер. Каждое ядро затем становится звездой.

Рис. 2. Спиральная туманность в созвездии Гончих Псов

Подобный процесс может создать условия для следующего этапа эволюции. Вещество каждой звезды претерпевает изменения. Из-за особенностей внутреннего состояния или под воздействием другой звезды со временем формируются дополнительные центры. Постепенно вокруг них сгущается вещество, составляющее туманность, и в итоге эти центры превращаются в планеты, вращающиеся вокруг центрального ядра звезды. Так, на примере нашей звезды, Солнца, мы видим результат этого этапа эволюции: упорядоченную Солнечную систему с Солнцем в центре и обращающимися вокруг него планетами (рис. 3).

Рис. 3. Солнечная система

Что же произойдет на следующем этапе? Внутри солнечной системы появятся легкие химические элементы, такие как водород, углерод, азот, кислород, фосфор, кальций, железо и др. Они образуют определенные соединения, что приведет к появлению жизни. Возникнет материя в виде протоплазмы как первой формы Жизни. А что же дальше?

Эта протоплазма также самоорганизуется в группы и комбинации групп, которые примут форму растительных и животных организмов. Сначала рассмотрим, что происходит с протоплазмой при превращении ее в растительные организмы.

В этой живой материи изначально будут наблюдаться два процесса: первый состоит в стремлении продлить свою жизнь как можно дольше за счет питания, второй — произвести подобный себе организм. Следуя этим двум инстинктам, он «эволюционирует», то есть простой организм приобретает сложную структуру. Этот процесс будет продолжаться от стадии к стадии, пока на каждой планете постепенно не появится растительное царство, такое, как у нас на Земле (рис. 4).

Рис. 4. Царство растений

Каждый последующий этап будет развиваться из предшествующего. Каждый будет организован таким образом, чтобы продлить существование организма как можно дольше и дать жизнь лучшему потомству. Каждый будет более развитым в эволюционном плане, чем предыдущий. Из одноклеточных организмов, таких как бактерии, водоросли и грибы, разовьются споровые растения, способные размножаться по-новому. Позднее появится еще более совершенный способ размножения — семенами. Еще позже наступит время цветковых растений, когда каждый организм с минимальными затратами энергии будет сохранять свою жизнь и одновременно производить многочисленное потомство. Этап за этапом организм усложняется, и это делает его жизнь более приспособленной, то есть позволяет размножаться с наименьшими усилиями, продлевать собственную жизнь и в то же самое время производить потомство с новыми и большими возможностями самовыражения, чем у его родителей.

Аналогичный процесс эволюции происходит в протоплазме при зарождении животного царства. Из простейших одноклеточных организмов постепенно развиваются различные группы беспозвоночных животных (рис. 5).

Рис. 5. Царство животных. Число видов, принадлежащих каждой ветви классификации, указано ориентировочно по «Начальному курсу зоологии» Т. В. Галловэй

Усложнение возрастает от группы к группе — от одноклеточных организмов к многоклеточным организмам с тканями, нервной и кровеносной системами. Затем следует новый этап в создании организмов: ствол центральной нервной системы заключается в позвоночник, и появляются позвоночные животные. Из одного отряда позвоночных, рептилий, происходят млекопитающие; из высокоразвитых млекопитающих появляются приматы. В этом последнем отряде животного царства наиболее высоко организованным является Человек.

Инстинкты самосохранения и размножения свойственны и животному царству. По мере усложнения структуры организм все больше адаптируется к изменениям окружающей среды, становится более способным выживать и производить себе подобных, затрачивая все меньше и меньше сил. А у высших позвоночных появляется новая составляющая жизни.

«Если мы посмотрим на жизнь в целом как на восходящий процесс развития форм, мы увидим, что у низших существ энергия полностью расходуется на поддержание своей жизни и жизни своего вида. Всякое улучшение организации, ведущее к экономии любого рода, облегчает процесс поддержания жизни, то есть энергии, получаемой из данного количества пищи, будет более чем достаточно как для отдельной особи, так и для ее потомства; и часть энергии остается неизрасходованной. Если мы обратимся к высокоорганизованным существам с более развитой структурой, то мы увидим, что этот избыток энергии только увеличивается. А у высших существ в достаточно длинных перерывах между добыванием пищи нередки случаи спонтанного расходования неиспользованной энергии на такой приятный и активный вид деятельности, который мы называем игрой. Следует признать, что факт концентрации жизни в точках ее кульминации, идет ли речь о человеческой жизни или о какой-либо другой, является универсальным законом природы. Таким образом, прогресс человечества, в каком-то смысле, состоит во все большем и большем освобождении жизни от тяжелого труда и предоставлении ей все больших возможностей для отдыха: приятного досуга, эстетического наслаждения, путешествий и развлечений»[1].

От хаотической туманности в далеком прошлом до современного человека, думающего, играющего и любящего, — это и есть процесс, называемый Эволюцией. Хаос превратился в космос с упорядоченными явлениями, которые человеческий разум может классифицировать как законы. Нестабильное, «А-дхарма», превратилась в стабильное, «Дхарму». Из таблицы (рис. 6) видно, каким принципам следует природа, когда Единое становится Множеством, неупорядоченное — порядком.

Рис. 6

В действительности ни один человек не мог наблюдать ни начало этого процесса, ни его непрерывное развитие до сегодняшнего дня, и поэтому, исходя непосредственно из своих наблюдений, он не в состоянии описать каждый этап эволюции, чтобы заявить, что эволюция — это факт. Все, что мы можем, — это реконструировать процесс, наблюдая различные виды туманностей, изучая строение вымерших и живущих организмов, соединяя вместе разрозненные части. Никто не может сказать, появилась ли вселенная во всей своей сложности несколько тысячелетий назад непосредственно перед началом исторической эры, и не прекратит ли она свое существование завтра. Но человек не может довольствоваться только теми краткими мгновениями настоящего, которые способно ухватить его сознание. Он должен выработать некое представление о замысле природы, а также реконструировать прошлое и прогнозировать будущее. Это представление о прошлом и будущем в процессе эволюции создается главным образом с помощью метода аналогии. В некотором смысле эволюция — это всего лишь гипотеза, но за всю историю человечества это пока самая приемлемая гипотеза. И, будучи однажды принятой, она указывает на эволюцию везде и во всем.

То, как современная наука рассматривает космос в свете эволюции, кажется весьма притягательным, но смущает только одно — ничтожно малая роль, отведенная индивиду в этой вечной драме. Природа, «эволюционируя», в процессе своей деятельности щедро расходует энергию, создавая форму за формой. Но какой расточительной она кажется, когда производит форм намного больше, чем средств к существованию! Время не имеет значения, индивид же что-то значит, но немного, да и то пока жив. В течение его короткой жизни природа улыбается ему, нежно оберегает, как будто все вокруг было создано для его благополучия. Как только он выполнил то, что от него требует природа, — произвел потомство или своей жизнью немного изменил условия жизни других существ, приходит смерть, и он уничтожается. Осознание собственного Я, которое побуждает каждого жить, бороться, искать счастья, исчезает, так как важны не мы, а род — «Насколько она заботлива по отношению к роду, настолько же безразлична к отдельной жизни»[2]. Где сегодня Ниневия[3] и Вавилон, и где «былая слава Греции и величие Рима»[4]?

«Мир я сравнил бы с шахматной доской:

То день, то ночь. А пешки? Мы с тобой.

Подвигают, притиснут и побили…

И в темный ящик сунут на покой».[5]

С этой точки зрения эволюция ужасна — механический процесс, невозмутимый в своем всемогуществе и беспощадности. Однако, поскольку эволюция, кроме всего прочего, — это процесс, возможно, не имеет смысла говорить, нравится он нам или нет. Но, так как мы люди, которым свойственно думать и желать, мы привносим личное отношение в наше представление о жизни. И когда мы смотрим на процесс эволюции, нам как индивидуумам перспектива видится безрадостной. Мы, словно пузыри на воде, появляемся не по своей воле и исчезаем, подчиняясь процессу, который не можем контролировать. «Мы созданы из вещества того же, что наши сны. И сном окружена вся наша маленькая жизнь»[6].

Существует ли какое-нибудь более обнадеживающее представление о процессе эволюции? Именно такое представление предлагает нам теософская доктрина эволюции жизни через эволюцию форм.

Исследуя природу, современный ученый обнаруживает две неотделимые друг от друга составляющие — материю и энергию. С его точки зрения, третья составляющая — жизнь — появляется в результате взаимодействия первых двух. Ученый видит в материи возможность проявления как жизни, так и сознания и не допускает существования ни того, ни другого отдельно от материи. В целом эта концепция верна, однако с позиции теософии необходимо внести некоторые поправки, сформулировать которые можно следующим образом.

Как материя неотделима от энергии и нет энергии, которая не воздействует на материю, так же неразделимы материя и жизнь, и они не являются производными одна от другой.

Во вселенной существуют и другие, более тонкие виды материи, которые мы не способны воспринять с помощью наших органов чувств и которые не фиксируются даже самыми чувствительными приборами. Существует также множество разных видов энергий, лишь часть из которых открыта человеком. Один из видов энергии, действующий во взаимосвязи с определенными видами сверхфизической материи, называется Жизнью. И эта жизнь развивается, то есть становится более сложной в своих проявлениях.

Сложность жизненных процессов вызвана тем, что организмы создаются из такой материи, которую мы можем познавать нашими органами чувств. (Существуют и другие уровни жизненной активности, но в данном случае мы сосредоточим внимание на тех, которые воспринимаются нашими органами чувств.) Речь идет о той жизни, которая на определенное время объединяет группу химических элементов в живой организм. И, сохраняя эти связи, жизнь усложняется благодаря накоплению опыта, полученного через рецепторы. То, что мы воспринимаем как смерть организма, представляет собой временное высвобождение его жизни из низшей, или физической, формы материи; при этом связь со сверхфизической материей сохраняется. Когда в момент смерти энергия жизни отделяется от организма, извлеченный опыт сохраняется в виде навыков. Эти навыки трансформируются в способности к образованию новых форм, которые в дальнейшем и будут использованы при создании нового организма.

Рисунок 7 поможет нам лучше понять теософскую концепцию Эволюции Жизни.

Рис. 7

Когда мы рассматриваем только структуры, мы видим всего лишь одну сторону эволюции, но ведь за каждой структурой стоит жизнь. Хотя растение умирает, жизнь, которая делает его живым и побуждает взаимодействовать с окружающей средой, не умирает. Когда роза отцветает и превращается в пыль, мы знаем, что материя, из которой она состояла, не пропадает и каждая ее частица продолжает свое существование, так как материя не может быть уничтожена. То же самое происходит и с жизнью, которая из химических элементов творит розу. Жизнь просто высвобождается на некоторое время, чтобы потом снова проявиться в другой розе. Опыт восприятия солнечного света, дождя и ветра, опыт борьбы за существование, полученный первой розой, используется при создании второй, которая будет лучше приспособлена к жизни и воспроизводству своего вида.

Подобно тому как отдельный организм является частью большой группы, так и жизнь каждого организма является частью группы, называемой «групповая душа». За организмами всего растительного царства стоит групповая душа растений как нерушимое хранилище тех жизненных сил, которые развиваются, создавая новые растительные формы. Каждая единица жизни в такой групповой душе, давая жизнь каждой новой форме, приходит на Землю, обогащенная опытом всех умерших организмов, созданных этой групповой душой. Каждая такая единица, когда организм умирает, возвращается в групповую душу, привнося в нее новый опыт взаимодействия с окружающим миром. То же самое справедливо и для царства животных: каждому виду, роду, семейству соответствует определенная часть общей групповой души.

Применительно к человеку действует тот же принцип, за исключением того, что человек уже прошел этап принадлежности к групповой душе. Каждый человек — это индивидуальная жизнь, и, хотя он каким-то мистическим образом связан со всеми людьми в Общечеловеческое Братство, он все же идет своим путем и сам создает свое будущее. Человек так же накапливает опыт, получаемый им из жизни в жизнь, но не делится им с другими, а если и делится, то исключительно по собственной воле.

В природе нет такого явления, как смерть в смысле превращения в ничто. Жизнь на некоторое время переходит в свое сверхфизическое состояние, где она сохраняет полученный ею опыт новых способов создания форм. И хотя одна форма приходит на смену другой, их жизни, следующие друг за другом, есть не что иное, как входы и выходы одной и той же жизни в эволюционной драме. Ни одна крупица опыта не пропадает, так же как ни одна частица материи не исчезает.

Более того, как уже упоминалось, эта жизнь эволюционирует, и ее эволюция происходит через развитие форм. Цель жизни определенной части групповой души — проявляться через такие формы, которые, с одной стороны, будут доминировать над другими благодаря наилучшей приспособленности к окружающей среде, а с другой — будут обладать способностью чутко реагировать на внутренние импульсы самой жизни. Каждая часть групповой души, каждый тип жизни, каждая группа, класс, отряд преследует именно эту цель. Это приводит к ожесточенной борьбе в природе. «Природа кровожадна и хищна»[7], но борьба за существование отнюдь не так бесполезна, как это кажется. Формы разрушаются, но только для того, чтобы быть использованными для строительства новых форм. Жизнь приходит и уходит, но шаг за шагом она приближается к той форме, к которой стремится. Ни одна жизнь не исчезает, потери только кажутся таковыми, а безжалостная борьба — это способ выявления наиболее совершенных форм в постоянно меняющемся мире.

Когда созданы формы, наиболее приспособленные к условиям данной окружающей среды, тогда определенная часть групповой души вливает жизнь в эти формы с той полнотой и изобилием, которые и определяют характер эпохи. Как только среда обитания меняется, возобновляется поиск наиболее приспособленных к ней форм. Таким образом, все части групповых душ растительного и животного царств находятся в состоянии войны — в борьбе за выживание наиболее приспособленных из них. Однако в этой борьбе ни одна частица жизни не уничтожается, а победа одного вида имеет значение не столько для него самого, сколько для всей жизни в целом, которая искала именно эту форму, чтобы раскрыть свои дремлющие силы.

Жизнь в своем развитии проходит определенные этапы. Сначала она создает формы в сверхфизической материи. И тогда мы называем ее «элементальной» жизнью. Затем, уже обогащенная предыдущим опытом созидания, она одушевляет соединения химических элементов и становится групповой душой минералов. Далее она создает протоплазму, одушевляет растительные формы, а на более позднем этапе — формы животного царства. На следующем этапе появляется человек. И теперь жизнь создает индивидуумов, способных мыслить и любить, жертвовать собой и жить идеалами, поскольку:

И червяку, что жаждет человеком стать,

Вершины многих форм придется покорять.[8]

Р. Эмерсон

И человек — не последнее звено в этой цепи.

Во всем этом космическом процессе развития от атома до человека, если мы хотим верно понять этот процесс, стоит учесть одну важную особенность. Вещество из однородного превращается в неоднородное, обретает четкую структуру и форму, развивается от простого к сложному. Эволюция материи заключается в реорганизации структуры, тогда как эволюция жизни — это раскрытие и развертывание. Уже в первой клетке живой материи каким-то непостижимым образом существуют Шекспир и Бетховен. Природе, возможно, понадобятся миллионы лет для реорганизации вещества, чтобы, век за веком производя «отбор», найти такое сочетание, когда и Шекспир, и Бетховен смогут выйти из ее чрева и стать главными героями одной из сцен ее драмы. И удивительно, что все эти миллионы лет жизнь каким-то таинственным образом уже содержала их внутри себя. Эволюция жизни состоит не в том, чтобы получать, а в том, чтобы отдавать, ибо основой самой жизни, ее душой и сердцем является нечто большее — Сознание, исходящее из полноты Его Воли, Любви и Красоты. Уже первой частице жизни Он отдал все, чем сам является. Так же как изображение прекрасной панорамы или горного хребта фокусируется линзой в одну невидимую геометрическую точку, так и каждая жизнь — это фокус Его безграничного Существования. Внутри каждой клетки пребывает Он во всей своей полноте; по Его велению в нужное время Шекспир и Бетховен выходят на сцену, и мы называем это действие Эволюцией.

Если данные современной науки, полученные при изучении эволюции форм, значительно расширили и скорректировали наше представление о вселенной, то изучение эволюции жизни приводит к еще более потрясающим выводам. Здесь появляются новые элементы усложнения, и их рассмотрение приводит к переоценке эволюционных процессов. Первый такой элемент заключается в том, что внутри форм, рассматриваемых учеными, существуют несколько параллельных линий эволюции жизни, и каждая из них в значительной степени независима от других в своем развитии. Две из них — человеческая линия и параллельная ей дэвическая, или ангельская, линия эволюции (рис. 8).

Рис. 8

Как уже упоминалось, человеческая жизнь на более ранних этапах имеет животную, растительную, минеральную и элементальную формы. Однако на уровне минералов появляется новая линия жизни, которая проходит через растительные и животные формы к формам духов природы, или эльфов, как их называют в традиции, и далее к ангелам, или дэвам. Другая параллельная линия, о которой нам мало что известно, — это жизнь клеток, от более ранних стадий развития до последующих. Можно предположить, что существует отдельная линия эволюции электронов, ионов и химических элементов. На нашей планете есть и другие эволюционные линии, но из-за недостатка информации их можно пока не рассматривать.

На рис. 9 показаны этапы, которые жизнь проходит в своей эволюции через известные нам формы.

Рис. 9

Жизнь использует организмы из твердой, жидкой и газообразной материи, но наряду с этим она использует формы и из более тонкой материи в ее «четвертом состоянии» (теософы называют такое состояние «эфирным»), а также из более разреженных типов материи — астральной и ментальной. Начиная с минералов выделяются шесть разных линий эволюции, сходящихся к двум вершинам — Адептам, или Совершенным Людям, и к Арупа Дэвам, или Совершенным Ангелам, а они в конечном итоге сливаются в один тип высоких сущностей, называемых Дхиан-Чоханами. Из этих шести только две линии используют физическую материю в ее более тонком, или эфирном, состоянии (1-я и 3-я колонки диаграммы) и затем выстраивают формы из астральной материи, такие как «сильфы». Одна линия создает организмы, живущие в воде, в то время как другие используют формы, обитающие на суше. И только одна из шести линий ведет к человечеству, другие пять уходят в параллельную линию эволюции дэвов, или ангелов.

Необходимо особо отметить, что эволюция жизни имеет свои предшествующие этапы, так сказать наследственность, которая порой совершенно отличается от наследственности форм. Тот факт, что млекопитающим и птицам предшествовала форма рептилий, только указывает на общее происхождение телесных форм. Несмотря на то что водоросли, грибы, травы и мхи имеют общее физическое происхождение от одноклеточных водных организмов, жизнь в этих формах тем не менее развивается по четырем различным линиям. Подобно этому, хотя птицы и млекопитающие имеют общего физического предка, жизнь птиц в дальнейшем переходит на ступень эфирных существ — эльфов, живущих на поверхности земли, затем эльфов более тонкой эфирной материи и так до астральных эльфов и дэвов, а жизнь млекопитающих переходит в человеческое царство.

Прежде чем перейти от этих эфирных форм, обитающих в недрах земли или морских глубинах, следует заметить, что эфирная форма, хотя и состоит из «материи», может легко проникать в твердый камень или морскую воду и существовать там, так же как воздух может проходить через поленницу дров или оставаться в промежутках между поленьями. Даже самые плотные из известных нам веществ для эфирных типов материи являются пористыми, а организмы, состоящие из такого рода материи, без труда живут в глубинах земли или океана, поскольку высокие температуры и давление, губительные для обычных физических существ, не оказывают на них никакого воздействия.

Те же самые общие принципы дифференциации жизни наблюдаются, если рассматривать только человечество (рис. 10).

Рис. 10

Линия жизни, которая в дальнейшем должна стать человеческой, уже имеет зачаточные признаки будущей специализации, даже на самых ранних своих стадиях: элементальной, минеральной и растительной; более заметной она становится на этапе животного царства. Существуют семь основных типов жизни, которая в дальнейшем станет человечеством, и в каждом типе имеются видоизменения вследствие влияния их друг на друга. Эти типы сохраняются на протяжении всех предшествующих человеку царств. Жизнь собак всегда отличается от жизни кошек, а жизнь слонов — от жизни тех и других. Жизнь собаки развивалась через формы волков, шакалов и других представителей семейства псовых до тех пор, пока не достигла своего наивысшего воплощения в домашней собаке. Подобным образом и другие типы животной жизни, такие как кошки, лошади, слоны, обезьяны, также ранее воплощались в более диких и доисторических формах своего вида. (Эта тема будет рассмотрена более подробно в главе 7 «Эволюция животных».)

Когда мы подходим к исследованию этих типов на этапе человечества, перед нами открывается захватывающая картина. Не нужно обладать большим воображением, чтобы увидеть, что жизнь семейства псовых при переходе к человеческой линии проявится как религиозный тип души. Классификация, представленная на рис. 11, ни в коей мере не является окончательной. Это скорее предположение, нежели абсолютный в своей истинности ключ к тайне человеческих характеров.

Рис. 11

Отчетливо выделяются семь типов, причем ни один не лучше и не хуже другого. Все они необходимы великой эволюционной драме и вносят свой вклад в развитие единой Божественной Жизни и Сознания, и этому развитию дает начало Логос.

Если мы будем наблюдать за окружающими нас людьми с религиозным типом характера, мы непременно заметим тех, кто в своем сердце и разуме восходит к Богу напрямую, и других, которые воспринимают Бога не иначе как через форму его инкарнации или посредника, как, например, Иисуса Христа или Шри Кришны. Есть также религиозные души, которых драма жизни захлестывает до такой степени, что они жаждут мученичества, но не из тщеславия или позерства, а потому что для них религиозная жизнь немыслима без страдания. Соединение любви к Богу с образом мысли Толстого будет означать для этого типа людей отождествление себя с бедными и униженными в этой драме жизни. Для этих душ имеет смысл только полная драматизма жизнь, подобная жизни Христа.

Любящий тип характера тоже имеет много вариантов. Есть те, для кого вся жизнь сосредоточена в любви к одной-единственной душе, как для Ромео и Джульетты, кто готов отвергнуть всех ради любимого. Но есть и другие, любовь которых не столь сильна, но кто радуется, одаривая ею более широкий круг — родителей, детей и друзей, и кого привлекает деятельность на поприще благотворительности.

Души драматического типа, один из вариантов которых уже упоминался выше, интересны, поскольку часто понимаются неправильно. Для них жизнь не реальна, если не представляет собой мизансцену в драме. Счастье для них не счастье, если оно не вписано в драму, в которой душа играет «главную роль»; горе будет горем, если только оно — «в слезах, как Ниобея»[9]. Один из вариантов — когда душа обращается к театру, воплощая в действие принцип дуальности: Я и не-Я. Философский взгляд на жизнь делает другие души драматургами, в то время как для драматических душ с тягой к лидерству будет привлекательна роль полководца или главы политической партии.

Среди научного типа легко выделить теоретиков и экспериментаторов. Теперь реже встречается третий вариант этого типа — почтительный, он представляет собой душу, которая полна рвения в научных исследованиях и при этом живет с ощущением Вселенной как живого проявления Бога. Ученый, который стремится к эффектности в своих методах, находится под воздействием драматического типа, но его поведение совсем не обязательно является результатом тщеславия или желания «быть в центре внимания», а скорее обусловлено темпераментом, данным ему Богом.

Среди душ руководящего типа есть драматический вариант, проявляющийся во многих политических лидерах, и другой — магнетический тип, который вызывает в подчиненных глубокую преданность, но при этом отнюдь не стремится привлечь внимание и предпочитает держаться в тени, пока делается вся работа.

Нет нужды много говорить о характерах философского типа. Различия в методах, используемых разными философами в построении концепции жизни, обусловлены самобытностью каждого из них как выражения Единой жизни. Спенсер и Геккель, Рескин и Карлейль, Аристотель, Платон, Шанкарачарья, Рамануджачарья, Кант, Гегель, Спиноза и др. — лишь некоторые яркие представители этого «луча».

К другому типу, часто неправильно понимаемому, принадлежат те, кого привлекает символизм. Для них жизнь не является реальной, если в ней нельзя увидеть аллегорию. Примером такого типа мог быть Святой Иоанн, автор Откровения, который наслаждается символами и аллегорией. Вариант этого типа проявляется в тех, кто считает ритуал неотъемлемой частью религии. Облачения и шествия, ладан и коленопреклонения являются частью культа, необходимого для существования этого типа.

Разными путями Логос учит своих чад помогать ему в общей работе, и все они равны перед ним. Для каждого он проторил путь, каждый должен идти по своему пути, вдохновляя других.

Предмет нашего исследования полон очарования, но сказанного достаточно, чтобы дать хотя бы предварительное представление об эволюции жизни и предложить ход размышлений и наблюдений, которые приведут к обретению мудрости.

Этот краткий обзор творения от Ориона до человека показывает, что, как только процесс эволюции начинает работать, Единое становится Множеством. Это не тот процесс, где в Множестве каждый старается для себя. Это процесс, где каждый со временем понимает, что более высокая ступень его проявления зависит от служения другим, ибо все Едино. Не группы подобных частей, просто помещенные по соседству, но единое целое, состоящее из непохожих, но взаимозависимых частей, является ключом к пониманию эволюции формы. Не один темперамент, не одно вероисповедание или способ поклонения, но разнообразие темпераментов, вероисповеданий и путей служения — всё объединяется, чтобы сотрудничать с Логосом и осуществить то, что Логос задумал для нас. Это и является главным в понимании эволюции жизни.

Оглавление

Из серии: Традиция, религия, культура

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Основные положения теософии предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Herbert Spencer, Life, I.

2

Are God and Nature then at strife,

That Nature lends such evil dreams?

So careful of the type she seems,

So careless of the single life.

A. Tennyson

3

Ниневия известна как поселение начиная с середины V тыс. до н. э. Столицей Ассирийского государства она становится в конце VIII–VII вв. до н. э. во время царствования Сеннахириба и Ашшурбанипала. Во время царствования Ашшурбанипала в Ниневии была создана знаменитая царская Куюнджикская библиотека, в которой хранилось более 30 тыс. клинописных табличек. В 612 до н. э. Ниневия была разрушена объединенным войском вавилонян и мидян.

4

Thy hyacinth hair, thy classic face,

Thy Naiad airs have brought me home

To the glory that was Greece

And the grandeur that was Rome.

Э. А. По «К Елене», 1831 г.

В морях Скорбей я был томим,

Но гиацинтовые пряди

Над бледным обликом твоим,

Твой голос, свойственный Наяде,

Меня вернули к снам родным:

К прекрасной навсегда Элладе

И к твоему величью, Рим!

Пер. В. Брюсова

5

Омар Хайям, пер. Г. Плисецкого.

6

And, like this insubstantial pageant faded,

Leave not a rack behind. We are such stuff

As dreams are made on, and our little life

Is rounded with a sleep. Sir, I am vex'd.

Шекспир «Буря» Пер. M. Донского

7

Who trusted God was love indeed

And love Creation's final law —

Tho' Nature, red in tooth and claw

With ravine, shriek'd against his creed.

A. Tennyson

8

And, striving to be man, the worm

Mounts through all the spires of form.

R. Emerson

9

Шекспир «Гамлет».

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я