Неточные совпадения
Мир фактический служит, без сомнения, основой
науки;
наука, опертая не на
природе, не на фактах, есть именно туманная
наука дилетантов.
В
науке природа восстановляется, освобожденная от власти случайности и внешних влияний, которая притесняет ее в бытии; в
науке природа просветляется в чистоте своей логической необходимости; подавляя случайность,
наука примиряет бытие с идеей, восстановляет естественное во всей чистоте, понимает недостаток существования (des Daseins) и поправляет его, как власть имущая.
Природа, так сказать, жаждала своего освобождения от уз случайного бытия, и разум совершил это в
науке.
В
науке, принимаемой таким образом, нет ни теоретических мечтаний, ни фактических случайностей: в ней — себя и
природу созерцающий разум.
Но ни
природа, ни
наука не могли удовлетвориться, не дойдя до последних следствий, заключенных в их понятии.
В
науке совсем напротив: идея существует в логическом организме, все частное заморено, все проникнуто светом сознания, скрытая мысль, волнующая и приводящая в движение
природу, освобождаясь от физического бытия развитием его, становится открытой мыслию
науки.
Как бы полна ни была
наука, ее полнота отвлеченна, ее положение относительно
природы отрицательно; она это знала со времен Декарта, ясно противопоставившего мышление факту, дух —
природе.
Природа и
наука — два выгнутые зеркала, вечно отражающие друг друга; фокус, точку пересечения и сосредоточенности между оконченными мирами
природы и логики, составляет личность человека.
Поэтому совершенно нет нужды каждому в своем личном опыте веры иметь все содержание данного религиозного учения, подобно тому как нет необходимости для того, чтобы постигнуть
природу науки, пройти весь научный путь человечества в своем личном опыте, достаточно познать ее на любом частном случае.
Наука есть специфическая реакция человеческого духа на мир, и из анализа
природы науки и научного отношения к миру должно стать ясно, что навязывание научности другим отношениям человека к миру есть рабская зависимость духа.
Будучи прагматичной, наука психологична в своем естестве, вся она есть, огромный психологизм, хотя и имеющий основу в объективной сущности вещей [Ср. характеристику науки в главе о «хозяйственной
природе науки» в моей «Философии хозяйства».].
Справедливо, что всякая реальность, будет ли то чужое «я» или внешний мир, установляется не рассудочно, но интуитивно, причем интуиция действительности имеет корни в чувстве действенности, т. е. не гносеологические, но праксеологические [Ср. мою «Философию хозяйства», главу о «
природе науки».].
В этом реальном единстве и идейной обоснованности всего существующего заключается источник значимости общих понятий, причем их ценность прагматически оправдывается, оказываясь в некотором, хотя бы только косвенном соотношении с действительностью: логика оказывается технична, а техника логична, в чем и заключается основа возможности науки и ее технического приложения, иначе говоря, хозяйственная
природа науки.
Неточные совпадения
Что пользы нет большой тому знать птичий быт, // Кого зверьми владеть поставила
природа, // И что важнейшая
наука для царей:
— В докладе моем «О соблазнах мнимого знания» я указал, что фантастические, невообразимые числа математиков — ирреальны, не способны дать физически ясного представления о вселенной, о нашей, земной,
природе, и о жизни плоти человечий, что математика есть метафизика двадцатого столетия и эта
наука влечется к схоластике средневековья, когда диавол чувствовался физически и считали количество чертей на конце иглы.
— Отечество. Народ. Культура, слава, — слышал Клим. — Завоевания
науки. Армия работников, создающих в борьбе с
природой все более легкие условия жизни. Торжество гуманизма.
Центральное положение человека в
природе определяется совсем не астрономически, и оно не меняется после Коперника; оно совсем не зависит от того, что открывают естественные
науки.
Оценка есть путь познания так называемых
наук о духе, но эта оценка отражается на дух, а не на сферу объективации, которая существует не только в явлениях
природы, но и в явлениях психических и социальных.