Неточные совпадения
Бог не есть сущность (субстанция — ουσία), как разумеется она просто или в том смысле, что она есть и начало; и не есть потенция, как разумеется потенция просто или в том смысле, чтобы быть посредствующей (срединой, μεσάτης); и не есть
энергия, как разумеется она просто или в том смысле, что она есть цель преднамечаемого сообразно потенции и вытекающего из сущности движения.
Этим поставлен был и более общий вопрос: существует ли несозданная, следовательно, вечная божественная
энергия, которою
Бог открывается людям, единая, но многообразная и многоликая, нераздельная, но разделяющаяся для приобщающихся ее благодатному воздействию, или же
Бог непосредственно открывается людям, употребляя для этого тварные, во времени созидаемые средства?
Бог осуществляет Себя как
Бог в своей
энергии или
энергиях, учение же об Его ουσία характеризуется чертами отрицательного богословия, ибо ουσία остается вполне недоступна, трансцендентна для тварей, не только для человека, но и для ангелов.
Хотя
Бог есть и называется природой всего сущего, ибо все Ему причастно и существует в силу этой причастности, но не причастности (μεθέξει) к Его природе, а к Его
энергиям.
И однако вследствие неделимости Божества в Его ουσία, каждый образ божественной
энергии, каждый ее луч сообщает все Божество: «несообщимость сущности (ουσία) нисколько не препятствует тому, что чрез каждую из
энергий сообщается весь
Бог… ибо нетелесное не делится телесно…
Поэтому те, кто способны сделались к восприятию божественной и боготворящей
энергии, сделались способны к восприятию самого
Бога» [Ibid., 936.
Троицы, как сущего в Себе
Бога, и между божественными
энергиями, но, в свою очередь, не менее глубокая граница существует между этими несозданными (ακτιστος)
энергиями и тварным, созданным бытием, к которому приравнивали их валаамиты.
«Сефиры (
энергии Божества, лучи его) никогда не могут понять бесконечного Эн-соф, которое является самым источником всех форм и которое в этом качестве само не имеет никаких: иначе сказать, тогда как каждая из сефир имеет хорошо известное имя, оно одно его не имеет и не может иметь.
Бог остается всегда существом несказанным, непонятным, бесконечным, находящимся выше всех миров, раскрывающих Его присутствие, даже выше мира эманации».
Мир совершенно прозрачен для
Бога, он насквозь пронизан божественными
энергиями, которые и образуют основу его бытия.
Открываясь твари,
Бог совлекается абсолютной трансцендентности Своей и проявляется в своем действии для твари, в благодати или (пользуясь выражением догматических споров XIV века)
энергии Своей.
В этом смысле
энергия Божия во всяком своем проявлении, как действие Божие, неотделимое от
Бога, но являемое твари, есть
Бог в творении, само Абсолютное-Трансцендентное.
И действие Духа Святого в таинствах христианских тоже есть Сам
Бог, а также и Имя Божие, которое есть постоянно совершающееся действие силы Божией,
энергия Божества, есть
Бог.
Хотя с точки зрения твари различается
Бог в себе и
Бог в творении, однако это различение установляется не Божеским естеством, но тварной ограниченностью:
Бог самотожествен и в премирности Своей как абсолютное Трансцендентное, и в творческой
энергии Своей как Творец и Вседержитель.
IV, 13 (конечно, грех лежит в
энергии, а не сущности, и поэтому не есть дело
Бога).
Ангелы же не имеют сопряженного тела (συνεξευγμένον σώμα ουκ εχουσι), почему не имеют его и в подчинении уму» (с. 1165). «Духовная природа ангелов не имеет такой же
энергии жизни, ибо она не получила образованного
Богом из земли тела с тем, чтобы принять для этого и жизнетворящую силу» (col. 1140).
Но человеческая
энергия излучается при этом лишь в определенном направлении, — она истощается в женственном стремлении к самоотданию души
Богу, как Церкви ее Главе, в жертвенном самораспятии человеческой стихии.
Неточные совпадения
— Мефи? Это — древнее имя, это — тот, который… Ты помнишь: там, на камне — изображен юноша… Или нет: я лучше на твоем языке, так ты скорее поймешь. Вот: две силы в мире — энтропия и
энергия. Одна — к блаженному покою, к счастливому равновесию; другая — к разрушению равновесия, к мучительно-бесконечному движению. Энтропии — наши или, вернее, — ваши предки, христиане, поклонялись как
Богу. А мы, антихристиане, мы…
Любовь есть всегда любовь к личности, видение этой личности в
Боге и утверждение вечной жизни этой личности через излучающуюся
энергию.
Безбожна и демонична всякая попытка понять творчество как создание новых живых существ, а не как прирост
энергии, не как рост и восхождение сотворенных
Богом.
В католичестве
энергия переливается в пути исторического делания, она не остается внутри, так как
Бог не принимается внутрь сердца — сердце стремится к
Богу на путях мировой динамики.
Но в пантеистической мистике была неумирающая истина о том, что Творец и творение интимно близки, что
Бог в творении и творение в
Боге, что все в мире и в человеке происходящее происходит и в
Боге, что
энергия Божья переливается в мир.