Неточные совпадения
— Мефи? Это — древнее имя, это — тот, который… Ты помнишь: там, на камне — изображен юноша… Или нет: я лучше на твоем языке, так ты скорее поймешь. Вот: две силы в мире — энтропия и
энергия. Одна — к блаженному покою, к счастливому равновесию; другая — к разрушению равновесия, к мучительно-бесконечному движению. Энтропии — наши или, вернее, — ваши предки, христиане, поклонялись как
Богу. А мы, антихристиане, мы…
В этом смысле
энергия Божия во всяком своем проявлении, как действие Божие, неотделимое от
Бога, но являемое твари, есть
Бог в творении, само Абсолютное-Трансцендентное.
Бог осуществляет Себя как
Бог в своей
энергии или
энергиях, учение же об Его ουσία характеризуется чертами отрицательного богословия, ибо ουσία остается вполне недоступна, трансцендентна для тварей, не только для человека, но и для ангелов.
Мир совершенно прозрачен для
Бога, он насквозь пронизан божественными
энергиями, которые и образуют основу его бытия.
Бог не есть сущность (субстанция — ουσία), как разумеется она просто или в том смысле, что она есть и начало; и не есть потенция, как разумеется потенция просто или в том смысле, чтобы быть посредствующей (срединой, μεσάτης); и не есть
энергия, как разумеется она просто или в том смысле, что она есть цель преднамечаемого сообразно потенции и вытекающего из сущности движения.
И однако вследствие неделимости Божества в Его ουσία, каждый образ божественной
энергии, каждый ее луч сообщает все Божество: «несообщимость сущности (ουσία) нисколько не препятствует тому, что чрез каждую из
энергий сообщается весь
Бог… ибо нетелесное не делится телесно…
Но человеческая
энергия излучается при этом лишь в определенном направлении, — она истощается в женственном стремлении к самоотданию души
Богу, как Церкви ее Главе, в жертвенном самораспятии человеческой стихии.
«Сефиры (
энергии Божества, лучи его) никогда не могут понять бесконечного Эн-соф, которое является самым источником всех форм и которое в этом качестве само не имеет никаких: иначе сказать, тогда как каждая из сефир имеет хорошо известное имя, оно одно его не имеет и не может иметь.
Бог остается всегда существом несказанным, непонятным, бесконечным, находящимся выше всех миров, раскрывающих Его присутствие, даже выше мира эманации».
Поэтому те, кто способны сделались к восприятию божественной и боготворящей
энергии, сделались способны к восприятию самого
Бога» [Ibid., 936.
Троицы, как сущего в Себе
Бога, и между божественными
энергиями, но, в свою очередь, не менее глубокая граница существует между этими несозданными (ακτιστος)
энергиями и тварным, созданным бытием, к которому приравнивали их валаамиты.
Открываясь твари,
Бог совлекается абсолютной трансцендентности Своей и проявляется в своем действии для твари, в благодати или (пользуясь выражением догматических споров XIV века)
энергии Своей.
И действие Духа Святого в таинствах христианских тоже есть Сам
Бог, а также и Имя Божие, которое есть постоянно совершающееся действие силы Божией,
энергия Божества, есть
Бог.
Ангелы же не имеют сопряженного тела (συνεξευγμένον σώμα ουκ εχουσι), почему не имеют его и в подчинении уму» (с. 1165). «Духовная природа ангелов не имеет такой же
энергии жизни, ибо она не получила образованного
Богом из земли тела с тем, чтобы принять для этого и жизнетворящую силу» (col. 1140).
Хотя
Бог есть и называется природой всего сущего, ибо все Ему причастно и существует в силу этой причастности, но не причастности (μεθέξει) к Его природе, а к Его
энергиям.
Этим поставлен был и более общий вопрос: существует ли несозданная, следовательно, вечная божественная
энергия, которою
Бог открывается людям, единая, но многообразная и многоликая, нераздельная, но разделяющаяся для приобщающихся ее благодатному воздействию, или же
Бог непосредственно открывается людям, употребляя для этого тварные, во времени созидаемые средства?
IV, 13 (конечно, грех лежит в
энергии, а не сущности, и поэтому не есть дело
Бога).
Хотя с точки зрения твари различается
Бог в себе и
Бог в творении, однако это различение установляется не Божеским естеством, но тварной ограниченностью:
Бог самотожествен и в премирности Своей как абсолютное Трансцендентное, и в творческой
энергии Своей как Творец и Вседержитель.
Любовь есть всегда любовь к личности, видение этой личности в
Боге и утверждение вечной жизни этой личности через излучающуюся
энергию.
Безбожна и демонична всякая попытка понять творчество как создание новых живых существ, а не как прирост
энергии, не как рост и восхождение сотворенных
Богом.
В католичестве
энергия переливается в пути исторического делания, она не остается внутри, так как
Бог не принимается внутрь сердца — сердце стремится к
Богу на путях мировой динамики.
Но в пантеистической мистике была неумирающая истина о том, что Творец и творение интимно близки, что
Бог в творении и творение в
Боге, что все в мире и в человеке происходящее происходит и в
Боге, что
энергия Божья переливается в мир.
Бог превышает мир, но мир божествен,
энергия Божья переливается в мир.
— Будем надеяться, что вам поможет… — он чуть было не сказал:
Бог, но воздержался, —
энергия влюбленного.
И вот, я решаюсь сказать, что русский большевизм — явление религиозного порядка, в нем действуют некие последние религиозные
энергии, если под религиозной
энергией понимать не только то, что обращено к
Богу.