Неточные совпадения
Ибо и это ничто не есть круглый нуль, но является величиной в высшей степени положительною: именно здесь разумеется то, что
существует под покрывалом Майи [В древнеиндийской
философии Майа означает иллюзорность бытия; под «покрывалом Майи» скрывается истинная сущность вселенной.], которое только застилает наш взор миром явлений; это положительное ничто и составляет подлинную, хотя и трансцендентную для нас действительность, по отношению к которой и установляется типически религиозное отношение.
«Доказательства» бытия Божия, каковы бы они ни были, все от
философии и лишь по недоразумению попадают в догматическое богословие, для которого Бог дан и находится выше или вне доказательств; в
философии же, для которой Бог задан как вывод или порождение системы, идея о Нем приводится в связь со всеми идеями учения,
существует лишь этой связью.
Самодостоверным основанием для
философии, относительно которого она уже не имеет возможности сомневаться и далее проблематизировать, следовательно, уже принципиально не проблематичным, а догматичным (ибо догматичность и есть философская антитеза проблематичности), является, бесспорно, мышление: cogito — ergo sum [Мыслю, следовательно
существую (лат.) — одно из основных положений
философии Р. Декарта.], говорит о себе
философия.
Это переживание качественно иное, нежели в
философии, ибо оно
существует не в виде теоретических постижений, но в своей конкретности, как жизненное восприятие, опыт, и выражением этого опыта являются догматы.
Т. 1. С. 225.]. «
Философия рассматривает, следовательно, абсолютное, во-первых, как логическую идею, идею, как она
существует в мысли, как ее содержанием являются сами определения мысли.
Различие между «положительной» религией и
философией принципиально стирается в глазах Гегеля потому, что «не могут
существовать два разума и два духа, не может
существовать божественный разум и человеческий, божественный дух и человеческий, которые были бы совершенно различны между собою.
Свобода философского творчества выражается и в том, что возможны различные философские системы на одну и ту же тему, возможны (и фактически
существуют) разные системы христианской
философии, и это нисколько не подрывает ее принципиального значения.
Ведь религиозная вера и мифотворчество не может же быть упразднено в своей области какой-либо философемой, и религия
существует с большим достоинством вне всякой
философии, нежели с несвободной, а потому и неискренней
философией, которая как будто хочет показать своей «апологетикой», что сама религия нуждается в апологии, задача апологетики, возомнившей себя религиозной
философией, есть поэтому вообще ложная задача, одинаково недостойная и религии, и
философии, ибо в ней соединяется отсутствие религиозной веры и свободного философского духа.
Может быть два значения этого не по смыслу тварного ничто, которым соответствуют два вида греческого отрицания: ου и μη (d privativum к этому случаю совсем не относится): первое соответствует полному отрицанию бытия — ничто, второе же лишь его невыявленности и неопределенности — нечто [В новой
философии развитие между μη и ου отчетливее всего выражено Шеллингом в его «Darstekkung des philosophischen Empirismus» (A. W. II, 571): «μη öv есть несуществующее, которое лишь есть несуществующее, относительно которого отвергается только действительное существование, но не возможность
существовать, которое поэтому, так как оно имеет пред собой бытие, как возможность
существовать, хотя и не есть существующее, однако не так, чтобы оно не могло быть существующим.
Разумеется, для человечества, насколько оно живет в плоскости ума, а следовательно, до известной степени обречено на науку и
философию, должна иметь силу этика ума,
существует обязанность логической честности, борьбы с умственной ленью, добросовестного преодоления преодолимых трудностей, но религиозно перед человеком ставится еще высшая задача — подняться над умом, стать выше ума, и именно этот путь указуют люди христианского, религиозного подвига [На основании сказанного определяется и наш ответ на вопрос о «преображении разума», поставленный кн.
Однако для Бога в Его промышлении о мире всемогущество не
существует только как власть, в качестве «отвлеченного начала» [Термин В. С. Соловьева, под которым он понимает ложные и бесплодные принципы современной ему западной
философии.
Неточные совпадения
— Главная задача
философии всех веков состоит именно в том, чтобы найти ту необходимую связь, которая
существует между личным интересом и общим.
Я не вижу никаких трудностей в том, чтобы признать существование буржуазного католичества, протестантства и православия, буржуазной
философии и морали, но отсюда не следует делать выводы, что истина духовного творчества лежит в экономике и что не
существует духовных ценностей, не зависимых от экономики.
— То есть, если хочешь, я одной с тобой
философии, вот это будет справедливо. Je pense donc je suis, [Я мыслю, следовательно, я
существую (фр.).] это я знаю наверно, остальное же все, что кругом меня, все эти миры, Бог и даже сам сатана — все это для меня не доказано,
существует ли оно само по себе или есть только одна моя эманация, последовательное развитие моего я, существующего довременно и единолично… словом, я быстро прерываю, потому что ты, кажется, сейчас драться вскочишь.
Всегда
существовали философы, которые вкладывали в свою
философию себя, то есть познающего как существующего.
Впрочем, и сам Галактион начинал уже терять сознание разницы между промышленным добром и промышленным злом. Это делалось постепенно, шаг за шагом. У Галактиона начинала вырабатываться
философия крупных капиталистов, именно, что мир создан специально для них, а также для их же пользы
существуют и другие людишки.