То обстоятельство, что научное исследование нередко связывается
с настроениями, враждебными религии, не должно закрывать того факта, что в науке религия получает новую область жизненного влияния.
Неточные совпадения
Всякая подлинная, живая религия знает свою объективность и опирается на нее, — она имеет дело
с Божеством, произносит Ему ЕСИ; психологизмом является лишь «религия
настроения», т. е. религиозность, бессильная подняться до религии и светящая чужим, отраженным светом.
Вера
с объективной стороны есть откровение, в своем содержании столь же мало зависящее от субъективного
настроения, как и знание, и, подобно последнему, лишь искажается субъективизмом [«Вера всегда есть следствие откровения, опознанного за откровение; она есть созерцание факта невидимого в факте видимом; вера не то что верование или убеждение логическое, основанное на выводах, а гораздо более.
В этой отчужденности от веры заключается одна из поразительных особенностей нашей эпохи, благодаря которой одни, умы более грубые, видят в вере род душевного заболевания, а другие — «психологизм», субъективизм,
настроение, но одинаково те и другие не хотят считаться
с гносеологическим значением веры как особого источника ведения и в религиозном опыте видят только материал для «религиозной психологии» или психиатрии.
В этом смысле Шлейермахер неоднократно сравнивает религию
с музыкой, искусством без слов, из одних чистых
настроений (53, 62–63).
Шлейсрмахеровское «
настроение» есть соус к рагу из зайца, ранее чем пойман самый заяц, — по известному сравнению у Достоевского (разговор Шатова
с Ставрогиным в «Бесах») [«Чтобы сделать соус из зайца, надо зайца, чтобы уверовать в Бога, надо Бога», — высказывание Ставрогина {Достоевский Ф. М. Поли. собр. соч. Л., 1974.
В настоящее время, когда вкус к серьезной и мужественной религии вообще потерян и капризом субъективности
с ее прихотливо сменяющимися
настроениями дорожат белее, нежели суровой и требовательной религией, не терпящей детского своеволия, религиозный индивидуализм находится в особой чести: те, кто еще снисходят до религии, чаще всего соглашаются иметь ее только индивидуально; личное своеволие явным образом смешивается при этом со свободой, которая достигается именно победой над своеволием.
Объективный, кафолический характер религиозного переживания, отличающий его от музыки одних лишь
настроений, от субъективности
с ее психологизмом, именно и требует догматической кристаллизации.
Мы далеки от намерения характеризовать всю мистику Эккегарта как нехристианскую, совсем напротив, в писаниях этой удивительно богатой, глубокой и гениальной личности содержатся и неоценимые богатства христианского благочестия, которые, однако, перемешаны, притом не всегда различимо,
с нехристианскими мистическими мотивами и
настроениями.
Протестантизмом провозглашаем был разных оттенков моральный «имманентизм», своего рода мистический импрессионизм: соответственно своему
настроению причащающийся или вкушает простой хлеб, или же принимает благодать, и борьба протестантизма
с Церковью естественно сосредоточилась около вопроса о пресуществлении св. Даров.
— А что дядя? здоров? — спросил Аркадий, которому, несмотря на искреннюю, почти детскую радость, его наполнявшую, хотелось поскорее перевести разговор
с настроения взволнованного на обыденное.
В три дня Самгин убедился, что смерть Сипягина оживила и обрадовала людей значительно более, чем смерть Боголепова. Общее настроение показалось ему сродным
с настроением зрителей в театре после первого акта драмы, сильно заинтересовавшей их.
Повторяю: солидный читатель относится к читаемому, не руководясь собственным почином, а соображаясь
с настроением минуты. Но не могу не сказать, что хотя превращения происходят в нем почти без участия воли, но в льготные минуты он все-таки чувствует себя веселее. Потому что даже самая окаменелая солидность инстинктивно чуждается злопыхательства, как нарушающего душевный мир.
Неточные совпадения
— Ну что за охота спать! — сказал Степан Аркадьич, после выпитых за ужином нескольких стаканов вина пришедший в свое самое милое и поэтическое
настроение. — Смотри, Кити, — говорил он, указывая на поднимавшуюся из-за лип луну, — что за прелесть! Весловский, вот когда серенаду. Ты знаешь, у него славный голос, мы
с ним спелись дорогой. Он привез
с собою прекрасные романсы, новые два.
С Варварой Андреевной бы спеть.
И все эти соображения о значении Славянского элемента во всемирной истории показались ему так ничтожны в сравнении
с тем, что делалось в его душе, что он мгновенно забыл всё это и перенесся в то самое
настроение, в котором был нынче утром.
Кроме того, во время родов жены
с ним случилось необыкновенное для него событие. Он, неверующий, стал молиться и в ту минуту, как молился, верил. Но прошла эта минута, и он не мог дать этому тогдашнему
настроению никакого места в своей жизни.
Он не мог признать, что он тогда знал правду, а теперь ошибается, потому что, как только он начинал думать спокойно об этом, всё распадалось вдребезги; не мог и признать того, что он тогда ошибался, потому что дорожил тогдашним душевным
настроением, а признавая его данью слабости, он бы осквернял те минуты. Он был в мучительном разладе
с самим собою и напрягал все душевные силы, чтобы выйти из него.
Одно — вне ее присутствия,
с доктором, курившим одну толстую папироску за другою и тушившим их о край полной пепельницы,
с Долли и
с князем, где шла речь об обеде, о политике, о болезни Марьи Петровны и где Левин вдруг на минуту совершенно забывал, что происходило, и чувствовал себя точно проснувшимся, и другое
настроение — в ее присутствии, у ее изголовья, где сердце хотело разорваться и всё не разрывалось от сострадания, и он не переставая молился Богу.