Неточные совпадения
Учение Канта о «разумной вере» страдает половинчатостью, это полувера-полуразум: хотя ею переступается область познаваемого разумом, но в то же время разум не хочет отказаться от своего господства и контроля и в этой чуждой ему области [Для противоречивости и двойственности
идей Канта в вопросе о вере характерна глава «Критики
практического разума» под заглавием: «Каким образом возможно мыслить расширение чистого разума в
практическом отношении, не расширяя при этом его познания как разума спекулятивного?» Здесь «теоретическое познание чистого разума еще не получает прироста.
Но теоретическое познание, хотя и не этих объектов, но вообще разума (?), здесь все-таки расширяется, именно постольку, поскольку этим
идеям, путем
практических постулатов, даются объекты, а через это мысль, только проблематическая, получает объективную реальность.
Этим успехом, следовательно, чистый теоретический разум, для которого все эти
идеи трансцендентны и не имеют объекта, обязан исключительно своей чистой
практической способности.
Напротив, в философии Канта, именно в его учении об «
идеях» как предельных понятиях, а равно и в учении о различении суждений
практического разума от теоретического разума и «силы суждения» заключается implicite [Неявно, в скрытом состоянии (нем.).] целая теория мифотворчества, хотя и отрицательного или агностического содержания.
И тем не менее даже и в этом учении Канта об
идеях как имманентных проекциях Ding an sich заключается драгоценное зерно теории мифотворчества: Ding an sich, трансцендентная теоретическому познанию, все же познаваема, и притом своим особым путем, отличным от имманентно-опытного; кантовские постулаты
практического разума, его «разумная» вера, есть также не что иное, как мифотворчество.
Не подвергая вопроса философскому углублению и рассматривая его преимущественно со стороны религиозно-практической, они считают как бы саму собою разумеющеюся
идею отрицательного богословия.
Практическое устремление религии Abgeschiedenheit есть буддийская нирвана, не только акосмизм, но и антикосмизм: вырваться из мира, который возникает чрез раздвоение твари и Бога, в изначальное божественное ничто. Очевидно, это воззрение не дает места
идее истории, мирового процесса, мирового свершения: идеал восстановления первоначального состояния, апокатастасйс, есть здесь голое отрицание мира.
Неточные совпадения
— Вы, батенька, слишком легко подчиняетесь фактам, в ущерб
идее. А — надо знать: принятие или непринятие той или иной
идеи оправдывается чисто теоретическими соображениями, а отнюдь не степенью пригодности или непригодности этой
идеи для обоснования
практической деятельности.
Сквозь обветшавшую и никогда никуда не пригодную мудрость у нее пробивалась живая струя здравого
практического смысла, собственных
идей, взглядов и понятий. Только когда она пускала в ход собственные силы, то сама будто пугалась немного и беспокойно искала подкрепить их каким-нибудь бывшим примером.
Но на моей стороне была
идея и верное чувство, на его — один лишь
практический вывод: что так никогда не делается.
Даже с
практической стороны он не видит препятствия; необходимо отправиться в Среднюю Азию, эту колыбель религиозных движений, очистить себя долгим искусом, чтобы окончательно отрешиться от отягощающих наше тело чисто плотских помыслов, и тогда вполне возможно подняться до созерцания абсолютной
идеи, управляющей нашим духовным миром.
Учреждение, которое более или менее хорошо соответствовало здравым
идеям об устройстве быта, которое служило более или менее важным подтверждением практичности их, — а ведь
практических доказательств этого еще так мало, каждое из них еще так драгоценно, — это учреждение вы подвергали риску погибнуть, обратиться из доказательства практичности в свидетельство неприменимости, нелепости ваших убеждений, средством для опровержения
идей, благотворных для человечества; вы подавали аргумент против святых ваших принципов защитникам мрака и зла.