Полное руководство по переговорам. Пять шагов для создания долгосрочного партнерства

Мелисса Дэвис, 2022

Правильно проведенные переговоры ведут к устойчивым партнерским отношениям, помогают обеим сторонам достичь более высоких целей, чем они могли бы достичь в одиночку, и позволяют компаниям избегать конфликтов. В этой книге описан простой и эффективный метод ведения переговоров как лично, так и виртуально. Автор предлагает испытанный и проверенный пятишаговый процесс переговоров по долгосрочным соглашениям с примерами из наилучшей практики, контрольными примерами и инструментами. Это полностью практическое руководство отражает более чем 25-летний опыт автора по ведению переговоров в различных ситуациях. Цель его – дать вам уверенность в ведении переговоров по любому контракту или соглашению, независимо от их масштаба. Используя подход, ориентированный на решения, который сосредоточен на предпочтительных результатах, а не на конфликтах, и на том, чтобы задавать вопросы и слушать другую сторону, а не пытаться убедить или навязать свою игру, эта прагматичная книга поможет вам создать свой профиль как этичного и уважаемого участника переговоров. Последовательно проводя читателя от контекстуального анализа и подготовки к достижению цели до осознания важности коммуникации и реализации соглашений, автор четко описывает инструментарий и навыки, необходимые для влияния на результат переговоров. В формате PDF A4 сохранён издательский дизайн.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Полное руководство по переговорам. Пять шагов для создания долгосрочного партнерства предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

© Melissa Davies, 2022.

© Ольга Поборцева, перевод, 2022.

© Студия Артемия Лебедева, иллюстрация и верстка обложки, 2022.

© ООО «Библос», 2022.

* * *

Предисловие

Почему именно эта книга

В общем, если хотите изменить результат, — меняйте подход.

(Навеяно словами Альберта Эйнштейна)

Я — профессионал. Последние 25 лет я занималась переговорами и выстраиванием партнерства в бизнесе, политике и гуманитарной деятельности, и специальная методика и подход, которые я использовала, оказались чрезвычайно успешными. Вдохновленная успехом, я подготовила и стала проводить семинары на тему, как вести переговоры и выстраивать прочное партнерство и сотрудничество, где делилась с участниками семинаров инструментами, которые разработала, соответствующими установками и собственным опытом. А обратная связь, которую я получала, в том числе и от тех, кто принимал участие в моих семинарах много лет назад, и записи о результатах реальных переговоров подтверждали вновь и вновь, что именно мой конкретный подход к переговорному процессу работает глубинным образом, создавая удивительные партнерства, принося замечательные результаты и формируя долгосрочные взаимоотношения. То, что последует далее, — плод многочисленных просьб, с которыми ко мне обращались участники моих семинаров, а именно: написать книгу об этой модели и сопутствующем инструментарии и привести реальные (разумеется, анонимные) примеры, чтобы участники могли в итоге поделиться с другими людьми тем, чему научились сами. Мои клиенты, принадлежащие к самым разным кругам, будь то университеты, технические и инженерные учебные заведения, институты биомедицинских исследований, транснациональные корпорации, международные организации, некоммерческие учреждения и компании малого и среднего бизнеса, побудили меня приступить к данному проекту. Их энтузиазм и доверие вдохнули жизнь в это очень специфическое предприятие — написание полезного практического руководства по налаживанию успешных, долговременных и этичных отношений между участниками любых переговоров. За это всем огромное спасибо.

Мы живем в невероятно сложном и взаимосвязанном мире, где изолированные компании и «проекты-острова» — это пережиток прошлого или сугубый раритет. Мы нуждаемся в том, чтобы быть с другими, иметь связи с окружающими. Мы вынуждены функционировать в мире, выстроенном на взаимосвязях и взаимоотношениях, и в нем непросто выжить без навыков, услуг и продуктов, которые создал кто-то другой. Кроме того, другие люди нужны нам, чтобы создавать, разрабатывать и продавать наши собственные продукты и услуги. Когда мы говорим о взаимосвязанных системах, где у людей нет иного выбора, кроме как совместно работать и сотрудничать, чтобы выживать, не говоря уже о том, чтобы процветать, то имеем в виду систему управления подобной взаимосвязанностью. Она нужна в профессиональных областях, чтобы налаживать сотрудничество и выстраивать партнерство, а также в личной и семейной жизни. Есть несколько способов управления этими взаимоотношениями; среди них навязывание, убеждение, торг. Обо всем этом мы тоже поговорим.

Но здесь, в этом руководстве, мы сосредоточимся на ином подходе. Он предполагает совершенно особенный метод анализа другой стороны, с которой нам необходимо завязать отношения. Это путь переговоров, и он имеет весьма специфические характеристики.

Когда нас призывают договариваться, это значит, что требуется подписать контракт или достичь соглашения. Есть желаемый конкретный результат, о котором нужно договориться, или же наша цель — выстраивание партнерства, управление проектом, налаживание сотрудничества либо улаживание семейных проблем. Если мы вкладываем время, энергию и деньги в переговоры, то делаем это в конечном счете потому, что осознаем: в одиночку нам не добиться такого успеха, какого можно добиться в команде. Иными словами, нам нужны те самые «другие». Подобный подход как раз и отличает это руководство от прочих книг на тему переговоров. В нем предлагаются пятишаговая инструкция, практические инструменты и мыслительные установки. Если мы вложили массу времени и энергии в дело достижения согласия для того, чтобы получить удар в спину, только отвернувшись, — значит, мы зря потратили свое время, время своей компании или семьи.

В основу этой книги положена идея о том, что договариваться — значит получать желаемое, да, но не в одиночку, а достигая своей цели совместно с другой стороной и благодаря ей. Договариваться — значит в полной мере пользоваться тем, что хочет другая сторона (ее целью), чтобы приблизиться к собственной цели за счет динамики обмена разнообразными элементами. Все действующие лица и задействованные факторы влияют на исход дела, и это играет фундаментальную роль в сложных условиях современности, где мы нуждаемся в других людях, чтобы продвигаться вперед и выполнять принятые решения. А чтобы договоренности обретали жизнеспособность, нужно обеспечивать вовлеченность и участие других сторон процесса. Чтобы все заинтересованные лица прилагали усилия для введения в действие согласованного плана и эффективного сотрудничества, у каждого должен иметься свой интерес, свои соображения, которые будут приниматься в расчет в сделке, в исходе дела, в договоренностях. Вовлеченность — ключевой аспект реального участия в чем-либо, а это в свою очередь усиливает приверженность делу и желание вложить ресурсы ради того, чтобы работа была сделана. Выстраивание такого партнерства, исходя из понимания нужд и желаний друг друга, а также (где возможно) готовности к обоюдному достижению хотя бы части поставленных целей — залог более прочных и долгосрочных договоренностей. Это руководство проведет читателя по дороге выстраивания таких партнерств и устойчивого сотрудничества.

Когда я проходила коучинг по принятию решений для отдельных лиц и организаций, то испытывала сильное влияние подходов, ориентированных на решения. Во время обучения и последующей работы мне приходилось иметь дело с разнообразными командами и персонами, и я отмечала много сходства между подходами, ориентированными на решения, и методами ведения переговоров, которые описаны в моей книге. Вот некоторые из этих сходных черт:

• И те и другие исходят из конечного результата, то есть упор делается на цель, которую необходимо достичь (амбициозное «предпочтительное будущее» или ответ на «магический» вопрос: «Если бы я мог сделать все, что хочу, что бы это было?» или «Как выглядит идеальное партнерство?»).

• И те и другие опираются на надежды и возможности, цели и пути их достижения. Речь не о том, чего человек не хочет, а о том, что он в идеале желает и как лучше всего добраться до цели — вместе с другими заинтересованными лицами. «Если я не хочу вот такую ситуацию, чего я хочу взамен?»

• И те и другие сосредоточены на том, что нужно, чтобы оказаться в желаемой ситуации или встать на желаемый путь, то есть на условиях переговоров и создании «дорожной карты» необходимых «малых шагов».

• И те и другие подчеркивают важность высокой креативности. Воображение — ключ к успеху.

• И те и другие требуют обостренного умения слушать и наблюдать.

• И те и другие ставят в фокус внимания другую сторону, людей, с которыми мы взаимодействуем и разговариваем.

• И везде красной нитью проходят размышления — что можно предпринять, что уже достигнуто или согласовано.

• Интерес, то есть мотивация всех вовлеченных сторон, необычайно важен.

Итак, по моим ощущениям, мою переговорную модель можно было бы назвать моделью «переговоров, ориентированных на решения».

В этом руководстве вы найдете практические идеи и инструменты, которые помогут сделать сотрудничество плодотворным и заслуживающим уважения. Представленная модель проста, прямолинейна и невероятно действенна. Ее использовали, испытывали и тестировали более двух десятилетий; ее сила — в простоте и этичном подходе к взаимодействию. Ее суть — смотреть на другую сторону как на партнера, с которым необходимо выстраивать отношения; этот «другой» — ваша наилучшая возможность, а вовсе не противник.

Лучший показатель успешности переговоров — устойчивость их итога, иными словами, долгосрочный результат, к которому они приводят, а именно: продуктивность и справедливость, означающие, что каждая сторона увидела в договоренностях полное или хотя бы частичное соблюдение своих интересов и потребностей. Все мы большую часть своей жизни договариваемся; так почему бы не испробовать данную модель, протестировать ее и посмотреть, насколько она полезна именно для вас?

Последнее замечание — по поводу гендерной терминологии. Я использую местоимения «он» и «она» как взаимозаменяемые, дабы облегчить процесс написания для себя и чтения для читателей. Там, где используется гендерно специфичный термин, следует понимать, что он относится к любому полу, без всяких предпочтений.

Книга состоит из пяти частей.

Часть первая посвящена наилучшему менталитету успешных переговоров, переговорному процессу в целом и необходимым предпосылкам.

Часть вторая подробно исследует два шага, связанных с подготовкой — в плане контекста и цели — к переговорам.

Часть третья сосредоточена на коммуникациях и знакомстве с другой стороной. Здесь мы обсуждаем третий шаг — точку соприкосновения, а также некоторые вопросы, относящиеся к онлайн-переговорам. Вам будут представлены инструменты переговорщика-коммуникатора и некоторые соображения по поводу социальной интуиции, ее важности для эффективного управления социальными отношениями и контактами. Также уделяется внимание когнитивным элементам — управлению эмоциями и позиционированию.

Часть четвертая рассказывает о последних двух шагах — это предложение и реализация.

Часть пятая содержит размышления и соображения по гендерному вопросу и потенциальному влиянию пола на результаты и опорные точки переговоров.

И, наконец, в приложении приводится несколько практических примеров (в упрощенном и анонимном виде) из реальной жизни по каждому из шагов.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Полное руководство по переговорам. Пять шагов для создания долгосрочного партнерства предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я