Неточные совпадения
Для рассудка («чистого разума») такое удостоверение, может быть, и является «мистическим» и установляется «верою», но это показывает только всю условность и недостаточность отвлеченно-рассудочного
понимания познания, ибо корень познания жизненно-прагматический, и понятие эмпирии должно уже наперед включать в себя признак действенности, ощупывающей
вещи и отличающей идеальности от реальностей (кантовские «талеры» в воображении или в кошельке) [Имеется в виду рассуждение И. Канта в «Критике чистого разума» (Кант И. Соч · · В 6 т. М., 1964.
Мы считаем такое
понимание весьма односторонним, за него была покарана еще философия Гегеля, притязавшая философски дедуцировать все эмпирическое бытие и обанкротившаяся на этом притязании (от него был свободен, до известной степени, даже философский отец имманентизма Кант, утверждавший непознаваемую Ding an sich [
Вещь в себе (нем.) — термин философии И. Канта.], которая есть не что иное, как объект мышления, ему неадекватный).
Такой умственной зрелости возможно достигнуть только постепенным упражнением в логическом
понимании вещей, понимании, в котором небрежный пропуск одного связующего звена делает всю дальнейшую работу несостоятельной.
— Очень понимаю-с, и позвольте вам заметить, Семен Иванович, что я отнюдь не соглашусь отстать от вас в глубине
понимания вещей, — язвительно и чересчур резко заметил Иван Ильич, — но, однако ж, все-таки возьму на себя смелость заметить и вам, Степан Никифорович, что вы тоже меня вовсе не поняли…
Неточные совпадения
«Идея» утешала в позоре и ничтожестве; но и все мерзости мои тоже как бы прятались под идею; она, так сказать, все облегчала, но и все заволакивала передо мной; но такое неясное
понимание случаев и
вещей, конечно, может вредить даже и самой «идее», не говоря о прочем.
Все эти
вещи казались до того легки нашим друзьям, они так улыбались «французским» возражениям, что я был на некоторое время подавлен ими и работал, и работал, чтоб дойти до отчетливого
понимания их философского jargon. [жаргона (фр.).]
Во внутреннее существо природы, в творческую связь
вещей научное знание не проникает, оно обходится без такого
понимания причинности.
Так как сахалинские надзиратели никогда не возвышались до
понимания целей надзора, то с течением времени, по естественному порядку
вещей, сами цели надзора должны были мало-помалу сузиться до теперешнего своего состояния.
Покуда меня не было налицо, он мог и роптать, и сожалеть, и даже сравнивать, но ясного
понимания положения
вещей у него все-таки не было.