Неточные совпадения
Ошибочно поэтому думать, что вера соответствует лишь детскому состоянию религиозного сознания, а в более зрелом возрасте заменяется и вытесняется знанием — философией и
наукой (хотя и «
духовной»), вообще гнозисом.
Одно только существенное различие надо себе уяснить в предопределении путем физической
науки или путем
духовного познания.
Вера есть, быть может, наиболее мужественная сила духа, собирающая в одном узле все душевные энергии: ни
наука, ни искусство не обладают той силой
духовного напряжения, какая может быть свойственна религиозной вере.
И «
наука всех
наук», «
духовное художество» аскетики, ставит перед человеком прямо эту задачу создания «внутреннего человека», обретения своей подлинной сущности путем длинной и мучительной работы над самим собой, духовно-художественным подвигом.
Федоров все время думает о воскрешении Лазаря, а не о воскресении Христа, об оживлении трупа, первоначально разложившегося, но вновь воссозданного средствами
науки, а не о воскресении тела
духовного, прославленного и преображенного.
Ему остается чужда
духовная ограниченность позитивизма, то миродовольство, которым отравлены и философия, и
наука, — оно чувствует себя залетным гостем, вестником из иного мира, и составляет наиболее религиозный элемент внерелигиозной культуры.
Неточные совпадения
— Я не могу вполне с этим согласиться, — отвечал Алексей Александрович. — Мне кажется, что нельзя не признать того, что самый процесс изучения форм языков особенно благотворно действует на
духовное развитие. Кроме того, нельзя отрицать и того, что влияние классических писателей в высшей степени нравственное, тогда как, к несчастью, с преподаванием естественных
наук соединяются те вредные и ложные учения, которые составляют язву нашего времени.
— «Русская интеллигенция не любит богатства». Ух ты! Слыхал? А может, не любит, как лиса виноград? «Она не ценит, прежде всего, богатства
духовного, культуры, той идеальной силы и творческой деятельности человеческого духа, которая влечет его к овладению миром и очеловечению человека, к обогащению своей жизни ценностями
науки, искусства, религии…» Ага, религия? — «и морали». — Ну, конечно, и морали. Для укрощения строптивых. Ах, черти…
Конфликт создается ложными притязаниями
науки на верховенство над человеческой жизнью, на способность авторитетно разрешать вопросы религии, философии, морали, на способность давать директивы для творчества
духовной культуры.
Политика, экономика,
наука, техника, национальность и пр. не хотят знать никакого нравственного закона, никакого
духовного начала, стоящего выше их сферы.
Для Толстого частная, растительно органическая жизнь всегда реальнее и существеннее, чем жизнь
духовная, чем презираемое им культурное творчество, чем «
науки и искусства».