Что скрывают индийские йогины от европейцев? Как лечат шаманы Индонезии и целители Непала? Что такое черная и любовная магия? Как от нее защищаются в Индии? Как найти направление, когда ты потерян в жизни? Как реализовать духовное знание, живя на земле? Что бывает, когда снаружи все хорошо, – но внутри что-то не так? Как нас однажды пробуждают? Рассказ об этом, сотканный из путешествия длиною в десять лет. Женский путь в йоге и тантре. Документальная и очень личная история. Гималаи, джунгли, священные города Варанаси и Катманду, остров Суматра, встречи и беседы с необычными людьми. В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги АнандЛа. Десять лет с йогами, целителями и шаманами. Индия – Непал – Суматра предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Философия
Ашиш — продавец тканей и одежды для туристов. Я прихожу к нему, чтобы смотреть на город, как смотрят местные — через витрину.
В глубине его лавки уютно, как дома. Можно развалиться прямо на тюках с запасами тканей и наблюдать за причудливым миром снаружи.
Приходят покупатели, заказывают одежду по своему вкусу: просторное, длинное, «оригинальное». Ашиш водит мелом по ткани, раскраивая юбки и платья. Внутри у него всегда какая-то своя мелодия. Он напевает ее за работой.
Мимо лавки проходит человек в оранжевой одежде, каких много на улицах старого города. Он протягивает металлическое ведерко. Ашиш молча кладет туда монетку и поясняет:
— Время меняет многое. Варанаси очень изменился со времен моего детства. Ты не представляешь, что это был за город! Раньше здесь жили настоящие садху — отречённые.
— А кто тогда этот человек в оранжевой одежде? И почему вы даете ему деньги?
— Индия — очень духовная страна. У нас здесь много божеств, и мы боимся оскорбить кого-то из них. Мы не знаем, кто приходит к нам. Любой человек в Варанаси может оказаться божеством. Этот человек попросил без слов, я дал ему без слов. Я дал ему всего монетку, две рупии. Скорее всего, он просто бездомный, бедняк в одежде отреченного. Настоящих садху сейчас не часто встретишь.
— Садху — это путешественники, у которых нет денег?
— Некоторые садху живут в одном месте, при духовных организациях, при ашрамах. Другие все время бродяжничают, ходят от одного священного места Индии к другому. В Индии ведь много священных мест. Главное правило садху — жить как можно дальше от места рождения. Дом нас расслабляет.
— Зона комфорта?
— Верно, зона комфорта, — смеется Ашиш.
— Возможно, я — это садху? Я как будто теряла дома силу. Все было хорошо, но не развивало. Я как будто жила только для тела, а здесь, в этом городе, мне будто совсем не нужно есть — везде энергия.
— Да, настоящие садху собирают не деньги, а энергию. Эта энергия — духовная сила. Они называют эту силу «шакти». Истинным садху не нужно собирать деньги. Деньги приходят к ним сами. Это люди носят им деньги — когда садху это нужно.
— Как же такое возможно?
— Это называется «сиддхи».
— Сиддхи у садху?
— Сиддхи — это сверхъестественные способности, которые приходят через суровую духовную дисциплину. Когда ты живешь как духовный человек, все, что тебе нужно, приходит к тебе само по себе, естественно. Но для этого нужно быть немножко безразличным к тому, что тебе нужно. Я понял, что в жизни это тоже работает: нельзя ни за что цепляться. Нужно быть немного отреченным и смотреть на все желания со стороны.
— Вы говорите как мудрец.
— Все в Индии немного мудрецы. Наша жизнь обучает нас мудрости. Таково свойство Востока. Мудрость — это Восток. Запад — это острый ум.
— Мудрость и ум не одно и то же?
— Нет.
— Мудрость — это искусство. Ум — ремесло. Мудрец может не учиться в университете, но быть очень мудрым, знать то, что не знают другие люди.
— Как такое возможно?
— Мудрость в Индии — это божественное качество. Ум — человеческое. Мудрость спонтанна, она «самопроявлена». Мудрость не является приобретенным качеством.
— Как интересно! А какая бывает мудрость?
— Мудрость универсальна, а мудрецы разные. Кто-то мудр в зарабатывании денег, кто-то в духовной жизни. Если на нашем рынке есть успешный торговец, значит, он мудр в зарабатывании денег. Кто-то мудр в исцелении тела — тогда он хороший доктор. Это не значит, что он таков только из-за своего медицинского образования. У него есть мудрость в исцелении. Каждый человек мудр — кто в чем. Нужно найти этот дар, эту мудрость. Найти свой дар — значит прожить жизнь очень счастливо.
— У каждого свой талант?
— Да!
— Мне нравится ход ваших мыслей. В России у нас есть тоже мудрецы. Например, мой бывший босс, он бизнесмен на рынке. Но рынок побольше, чем этот. Когда он уезжал отдыхать, то его телефон был всегда отключен. Я думаю, если ты можешь отладить до подобной точности свой бизнес, то ты мудрец. Если ты можешь жить без стресса и руководить собственной компанией — ты мудр. Есть у нас в России и духовные мудрецы — старцы в христианских монастырях. Но их мало, как и ваших садху. Сложно найти истинного христианина. В Библии сказано: «Много званых, но мало избранных». Это значит, что многие будут интересоваться духовным, многие пойдут в храмы, многие станут священниками, но мало кто поймет мысли Христа.
— Это находится в полном согласии с моей философией! Многие интересуются духовным, но не многие могут получить истинный опыт.
— Получается, что истинная духовность — это тоже талант, то, что дается свыше?
— Я думаю, что это так. Этому нельзя научиться. Но это можно активировать или развить. Чтение древних духовных писаний, встречи с другими мудрецами, особый стиль жизни — все это активирует мудрость. Вот сейчас, приехав в Индию, ты активируешь что-то духовное.
— Это как?
— Раньше в Индии была такая традиция: мастер отправлял ученика по местам его прошлой жизни. Тот должен был путешествовать, чтобы вспоминать себя. Мы говорим, что духовное пробуждение — это воспоминание, самореализация того, что есть внутри. Для души нет памяти, и душа перерождается. Прежде чем стать просветленным, человек учится духовной науке много жизней, пока не вспомнит себя совсем.
— Но у меня нет мастера. Я приехала… Мне снились сны и…
— Что было в твоих снах?
— Там были люди в белом, они стояли в белом зале в белой одежде. Там всегда был очень яркий белый свет. Когда я просыпалась, то помнила этот белый свет и ощущала страдание от разлуки с тем миром… Но тот мир каким-то образом заполнял меня и мои дни между снами. Во мне родилась тоска по другой жизни. Так я оказалась здесь.
— В Индии мы верим, что, если мы были с учителем в одной жизни, он найдет нас снова в другой. Лучшие учителя не имеют тела, лучшие посвящения приходят во сне. Когда ты приходишь к настоящему садху, он всегда спросит тебя: «Что тебе снится?» Твои сны были хорошими.
— Что, если я не верю в прошлые жизни?..
— Ты поверишь, потому что увидишь.
— Значит, я сейчас не вижу?
— Когда человек утратил связь с Богом, он потерял возможность видеть. Он духовно ослеп. Свет твоих снов — это свет, который мы больше не видим. Но он повсюду. Когда я много медитирую, то я вижу этот свет повсюду, в обычных местах. Я вижу ауру людей. Но когда я перестаю медитировать, то погружаюсь во тьму дней. Просветление — это возможность вернуть особое зрение. Когда ты возвращаешь это зрение, ты видишь Бога и себя. Сейчас ты не видишь себя истинную, ты не видишь Бога. Но все это здесь.
— Как вернуть это зрение?
— Для этого существует духовная дисциплина.
— Медитация является духовной дисциплиной?
— Да, как медитация, так и молитва…
— Как научиться медитировать?
— Духовную дисциплину дает гуру, учитель. Для каждого она своя. У гуру есть духовное зрение. Он видит тебя и знает, как сделать тебя видящей.
— Как же мне найти гуру?
— Сначала надо подготовить себя. Молись Богу, проси Его об этом.
— Кому же молиться, если у вас так много богов?
— Все эти боги есть божества, они не финальная форма Творца. Творец — это Абсолют, у него нет имени или формы. Ты знаешь о нашей богине Дурге? Она побеждает демонов. Ее создали все другие боги, отдавая ее созданию свою энергию. Представ пред богами, она сказала, что не будет поклоняться им. Она сказала, что поклоняется только Единому Творцу. Я тоже поклоняюсь только Ему. Я не хожу в храмы. Разве если только ради эстетического наслаждения. В наших храмах поют, в наших храмах много покоя. Но я ничего там не прошу. Ты знаешь, что, когда в Индии устанавливают статую божества в храме, говорят: «На Тасйа Пратима Асти», что означает «у Него не может быть формы»? Таким образом жрец в храме подчеркивает, что, несмотря на то что здесь есть некий образ Высшего, у Высшего не может быть формы.
— Ни одна статуя не может воплощать форму Бога?
— Все статуи индийских храмов живы. В них есть энергия. Прежде чем статуя станет жить, жрец храма проводит церемонию оживления этой статуи. В статую перемещают шакти — жизненную силу, энергию. Это происходит со всем. Если ты возьмешь камень и будешь долго-долго читать над ним молитву, то он станет особенным. Мы называем такие камни «философскими». Такие камни могут говорить, отвечать на твои вопросы… Но сможешь ли ты этот камень слышать?
— Я точно не смогу. В христианских храмах у нас тоже есть много намоленных предметов. Они считаются тоже святыми, живыми…
— Принцип всегда одинаков. Молись над водой, и она будет живая. Ругай воду, и она будет мертвой. Ты смотрела фильм «Вода»? Посмотри.
— Все это не религия, а философия, верно?
— Верно. Это духовная философия, это не догматы. Но философия не для всех. Философия — для зрелых людей, которые готовы мыслить.
— А что остальным?
— У тебя слишком много вопросов…
— Слишком много вопросов — это плохо?
— Для женщины — пожалуй, да.
— Поясните.
— В Индии женщину готовят только для брака. У нее нет высшего образования, нет забот, кроме как накормить детей и мужа. Ты видишь, как мало на наших улицах женщин? Все они занимаются домом. В крайнем случае — они смотрят бесконечные сериалы. Йога, философия — все это создавалось мужчинами для мужчин. Женщинам некогда было заниматься разговорами. Единственная женщина, которую я могу вспомнить… она задавала слишком много вопросов. Как ты.
— Кем она была?
— Ее звали Гарги. Она жила очень давно. Она задавала вопросы обо всем на свете и добилась особого места среди мудрейших людей Древней Индии. Она хотела разгадать тайну Брахмана (Абсолют), природу Атмана (индивидуальная душа) и их взаимоотношений. Она занималась йогой, что привело ее к обретению сверхъестественных способностей. Ее приняли как первую женщину среди йогинов и мудрецов. Она хранила целомудрие всю свою жизнь и не выходила замуж из-за страсти к высшему знанию, за что была особо почитаема. Она приходила к йогинам и аскетам своего времени и провоцировала их, нарушая их уверенность в личных знаниях о мире, трансформируя их представления о просветлении выдающимися новыми идеями. Однажды, придя к одному из индийских мудрецов, она так надоела ему, что он пригрозил ей: если она не перестанет мучить его вопросами — он отрубит ей голову. Она ответила, что отрастит себе новую голову — лучше.
— Эта женщина мне нравится! Она не просто задавала вопросы, но и держала удар!
— В Индии есть деление на два типа ума. Поверхностный и глубокий, философский. Йога устраняет поверхностный ум и развивает глубокий, философский. Гарги была воплощением философского ума. Она поклонялась Логосу.
— Ее ум не находился в ее голове.
— Верно. Он был ее телом.
— У нее не было страхов.
— Верно, она отрицала догматы, искала собственную истину и ничего не боялась. Большинству из нас нужно быть управляемыми. Нам нужно, чтобы нам говорили, что делать. Особенно женщинам.
— Позвольте с вами не согласиться.
— Не забывай, что ты находишься в Индии и что ты говоришь с мужчиной, и что этот мужчина старше тебя и знает о жизни с женщиной очень многое… Женщина боится стареть в одиночестве.
— Этого боятся все люди.
— Верно. Одиночество — страх обоих полов, и это производный страх одного общего страха, который можно определить как бессилие перед судьбой. Но в Индии нет никаких гарантий. Ты спишь на улице, и при этом ты можешь продолжить существование. Что будет, если ты окажешься на улице в России?
— Я замерзну или пострадаю от людей. У нас бы всех этих ваших садху заклеймили. У нас есть русское слово-клеймо, очень страшное — «бомж». Мы думаем, что такие люди сами виноваты в том, что с ними произошло. И уж тем более, мы не думаем, что бездомный может оказаться божеством.
— Отправляйте таких людей в Индию. Здесь они не пропадут. У нас есть множество ашрамов, которые бесплатно кормят садху, у нас есть традиция духовного подаяния.
— Скоро я и сама начну всем этим пользоваться… Что вы думаете?
— А что думаешь ты? Зачем ты приехала в Индию?
— Думаете, у таких вещей есть «противосила»? Я имею в виду, что есть вещи, которые просто сносят тебя — вроде очень сильного ветра. Жизнь подхватывает тебя и несет. Я имею в виду, что мы не выбираем, но выбор уже несется сквозь нас. Я не думаю, что я выбрала Индию. Все эти дни здесь одно сплошное «да». Я все здесь предчувствую. Все это мне знакомо, уже встроено в меня. Я интуитивно ощущаю этот город, эту страну… Но, знаете, есть у вас откровенные глупости…
— Это что?
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги АнандЛа. Десять лет с йогами, целителями и шаманами. Индия – Непал – Суматра предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других