Бемизм есть динамический спинозизм, концепция же отношения Бога к миру у обоих одна и та же [Cp., напр., у Спинозы: «Я раскрыл природу Бога и его свойства, а именно, что он необходимо существует; что он един; что он существует и действует по одной только необходимости своей природы; что он составляет свободную причину всех вещей; что все существует в Боге и, таким образом, зависит от него, что без него не может ни существовать, ни быть представляемо; и наконец, что все предопределено Богом и именно не из свободы вовсе или абсолютного благоизволения, а из
абсолютной природы Бога, иными словами, бесконечного его могущества…
Неточные совпадения
«Как ψιλή άνευ χαρακτήρας δπαρξις, Бог не может быть мыслим ни безусловным благом и любовью, ни
абсолютной красотою, ни совершеннейшим разумом; по своему существу Бог выше всех этих атрибутов личного бытия, — лучше, чем само благо и любовь, совершеннее, чем сама добродетель, прекраснее, чем сама красота; его нельзя назвать и разумом в собственном смысле, ибо он выше всякой разумной
природы (οίμείνων ή λογική φύσις); он не есть даже и монада в строгом смысле, но чище, чем сама монада, и проще, чем сама простота [Legat, ad Cajum Fr. 992, с: «το πρώτον αγαθόν (ό θεός) καί καλόν και εύδαίμονα και μακάριον, ει δη τάληθές ειπείν, το κρεϊττον μεν αγαθού, κάλλιον δε καλού και μακαρίου μεν μακαριώτερον. ευδαιμονίας δε αυτής εΰδαιονέστερον» (Высшее благо — Бог — и прекрасно, и счастливо, и блаженно, если же сказать правду, то оно лучше блага, прекраснее красоты и блаженнее блаженства, счастливее самого счастья). De m. op. Pf. l, 6: «κρείττων (ό θεός) ή αυτό τάγαθόν και αυτό το καλόν, κρείττων τε και ή αρετή, και κρεϊττον ή επιστήμη».
«Поэтому должна быть принята такая причинность, чрез которую нечто совершается, без того, чтобы эта причина не определялась далее еще через какую-либо предшествующую причину по необходимым законам, т. е. через
абсолютную спонтанность причин, которые бы от себя начинали ряд явлений, протекающих по законам
природы, следовательно, трансцендентальную свободу, без которой даже в развитии
природы порядок явлений со стороны причин никогда не является полным» (370).
Для
абсолютного же духа, напротив, духовность есть его собственное естество, у него не имеется напряженности между
природой и духом, в снятии и примирении которой состоит существо личности, потому он ничего не может получить от предиката личности» (A. Drews. Die Religion als Selbstbewusstsein Gottes, 326–328).
Поэтому всякое нечто: бог ли или человек, небо или ад, ангелы или демоны, — имеет одну
природу или сущность, как в системе Спинозы единая
абсолютная субстанция существует в бесконечном множестве атрибутов и модусов.
Если мир. возникает только в процессе удаления из
абсолютного, его убыли, и лишь в этой убыли и состоит его собственная
природа, то, очевидно, миротворящее начало есть прогрессивно возрастающий минус
абсолютного, или погружение его во зло: отсюда получается неизбежный антикосмизм, и самого Плотина лишь эллинский дух да непоследовательность спасали от сатанинского вывода, формулированного Мефистофелем...
В идее творения раскрывается характер отношений между
Абсолютным и относительным,
природа относительного в
Абсолютном.
Но тогда со всей силой поднимается вопрос о самостоятельном смысле множественного и относительного, об его,
природе и происхождении: каким образом возникают вся эта пена, волны и зыбь на поверхности
Абсолютного?
Поэтому при противопоставлении творения и эманации главный спор идет не о Боге, но о мире, не о божественной основе мира, но об его тварной
природе: есть ли мир только пассивно рассеивающая и ослабляющая лучи божественного света среда, или же он по-своему собирает, отражает и проявляет их? есть ли особый фокус мира, возможен ли мир наряду с
Абсолютным и как и в каком смысле возможен?
В недрах своего духа сознает человек метафизические последствия этого (если можно так выразиться) события в
Абсолютном, сотворения мира Богом, в двойственности своей
природы, в своей абсолютно-относительности.
Хотеть себя в собственной самости, замыкать себя в своей тварности как в
абсолютном — значит хотеть подполья и утверждаться на нем [Двойственная и противоречивая
природа тварности, сотканная из божественности и ничтожества, не допускает имманентного обожествления человека, которое составляет отличительную черту антропологии Н. А. Бердяева с ее своеобразным мистическим фейербахианством (см. талантливую и интересную его книгу: «Смысл творчества.
Апории, возникающие при определении соотношения между единым
абсолютным универсом и относительным бытием, вскрылись бы с еще большей ясностью, если бы Бруно перешел к выяснению
природы человеческой личности и индивидуального духа, который во имя последовательности тоже пришлось бы признать акциденцией, модусом или феноменом единой субстанции (к каковому аперсонализму и приводит обыкновенно логика пантеизма).
Вся неисходность противоположения единого и всего, заключенная в понятии всеединства, сохраняется до тех пор, пока мы не берем во внимание, что бытие существует в ничто и сопряжено с небытием, относительно по самой своей
природе, и идея
абсолютного бытия принадлежит поэтому к числу философских недоразумений, несмотря на всю свою живучесть.
Совершенная свобода сливается и с совершенной необходимостью, и в этом слиянии погашается и само это различие, так что
Абсолютное трансцендентно и свободе и необходимости [Поэтому различение в самом Божестве «
природы» (т. е. необходимости?) и свободы, лежащее в основе построения кн.
Итак, метафизическая
природа Софии совершенно не покрывается обычными философскими категориями:
абсолютного и относительного, вечного и временного, божественного и тварного.
Всякая религия ревнива и исключительна по своей
природе, а тем более невозможно никакое отступление от
абсолютной истины христианства в угоду не-христианству.
Неточные совпадения
Добыть себе относительную общественную свободу русским трудно не потому только, что в русской
природе есть пассивность и подавленность, но и потому, что русский дух жаждет
абсолютной Божественной свободы.
Ты знал, ты не мог не знать эту основную тайну
природы человеческой, но ты отверг единственное
абсолютное знамя, которое предлагалось тебе, чтобы заставить всех преклониться пред тобою бесспорно, — знамя хлеба земного, и отверг во имя свободы и хлеба небесного.
Я не произошел от Руссо, не верю в естественную доброту человеческой
природы, не считаю
природу «божественной» и не обоготворяю силу жизни, мне чужда экзальтация эмоциональной жизни, я не признаю
абсолютного примата эстетики и искусства.
Субъективная мистика переживаний оставляет нетронутым весь натуральный порядок; в порядке
природы, порядке объективном, ничто чудесное и благодатное не ограничивает
абсолютного царства рациональности.
Доверие к
абсолютной науке, к возможности построить научное миропонимание, удовлетворяющее
природу человека, подорвано.