Цитаты со словом «трагедия»
Область
поиска
«Свет невечерний. Созерцания и умозрения» (Булгаков С. Н., 1917)по всей классике
Анализу романа «Бесы» посвящена статья Булгакова «Русская
трагедия» (Русская мысль. 1914.
Трагедия философствования в ней преодолена, рыцарь обрел свою Прекрасную Даму (если только по ошибке не принял за нее дородную Дульцинею), разум достиг преображения и исцеления от своих антиномий.
В современном немецком идеализме эти же мотивы звучат скрыто и нерешительно, хотя неокантианский имманентизм, тоже устраняющий
трагедию мысли, постольку есть робкое повторение Гегеля.
Мысль рождается не из пустоты самопорождения, ибо человек не Бог и ничего сотворить не может, она рефлектируется из массы переживаний, из опыта, который есть отнюдь не свободно полагаемый, но принудительно данный объект мысли [Эту мысль С. Н. Булгаков впоследствии развил в своей работе «
Трагедия философии» (1920–1921), о которой писал в предисловии: «Внутренняя тема ее — общая и с более ранними моими работами (в частности, «Свет невечерний») — о природе отношений между философией и религией, или о религиозно-интуитивных отношенях между философией и религией, или о религиозно-интуитивных основах всякого философствования.
Эта связь, которая для меня и ранее неизменно намечалась в общих очертаниях, здесь раскрывается более конкретно, и история новой философии предстает в своем подлинном религиозном естестве, как христианская ересеология, а постольку и как
трагедия мысли, не находящей для себя исхода» (Вестник РСХД.
Для них возникновение мира есть следствие слепого и нелепого акта воли, как бы ошибки Абсолютного, повлекшей за собой мировой процесс и ввергнувшей само Абсолютное в «
трагедию страдающего бога», причем вся эта история имеет закончиться бесследным уничтожением безрезультатного мироздания и новым погружением Абсолютного в тупой и сонный покой.
Нечестиво и нелепо говорить о «
трагедии в Боге», которая логикой своего развития, как бы неким «божественным фатумом», с необходимостью приводит к мировому процессу.
Трагедия связана с обреченностью, несвободной, принудительной необходимостью, хотя бы и высшей.
Бог же волен ввести себя в трагический процесс мировой истории, в себе и для себя оставаясь от него свободным, поэтому в самом Абсолютном нет места
трагедии, которая коренится в противоборстве раздробленных сил относительного бытия.
Для тех, кто всего более дорожит стройностью системы и верит в возможность адекватного выражения сущего в понятиях дискурсивного мышления, кто в большей или меньшей степени одержим mania Hegeliana [Гегельянская мания (лат.) — одержимость философа «пафосом системы», о которой Булгаков писал в «
Трагедии философии».
Именно эта потенциальная абсолютность человеческого творчества, которая не становится актуальной, и порождает его
трагедию, которой человек не испытывает, только погружаясь в самодовольство и духовную лень.
Нам неведомо, будет ли уделом какого-либо живого существа этот ад в его полноте, но его начатки мы находим в своей собственной природе, и в частности в
трагедии творчества.
Жизнь пола в фактическом ее состоянии, как бы она ни протекала, имеет печать трагической безысходности и антиномической боли (что и символизируется в
трагедии любви — смерти: «Ромео и Джульетта», «Тристан и Изольда»).
Зная пол исключительно в аспекте брака, Розанов враждебно игнорирует пол до брака и вне брака, а в частности и влюбленность жениха и невесты, а потому он не ведает и
трагедии любви: ему нечего сказать о судьбе Тристана и Изольды.
Ковалевской, которая была им надорвана и пала жертвой
трагедии женского творчества.
Пред Адамом и Евой до грехопадения возможен был двоякий путь истории, как рождения и жизнетворчества: путь сыновства и послушания, от которого и отступили в грехопадении прародители, и дорога добра и зла, исторической
трагедии.
Ибо ныне человеческая история есть существенно
трагедия, и такова она уже в своей основе.
Возможно подниматься выше
трагедии, религиозно и благодатно ее преодолевая, — об этом говорит нам опыт святых, но это преодоление совершается лишь путем крестного подвига, вольным изживанием трагедии в наиболее острой форме.
Можно временно оставаться ниже
трагедии, погружаясь в мещанское самодовольство, обманываясь цветами, растущими над бездной; однако никому не дано вовсе загородиться от трагической стороны жизни, с ней неизбежно встречается всякий, хотя бы пред лицом собственного умирания.
Философия истории по существу своему может и должна быть философией
трагедии, и сама она становится трагедией для такой философии, которая не желает или не умеет принять неустранимость антиномии в жизни и мысли.
Если
трагедия понимающего свои границы хозяйства состоит в сознании прозаичности, порабощенности, бескрылости своей, то трагедия искусства — в сознании своего бессилия, в страшном разладе между открывшейся ему истинной велелепотой мира и наличной его безобразностью и безобразием.
Можно освободиться от
трагедии и отвергнуть крест Господень, отказаться от своего участия в самораспятии мирского, непросветленного я, но только ценою своеобразного духовного паралича личности.
Вот этим-то и угнетается сознание художника, ощутившего границы искусства, это и составляет его
трагедию.
Это событие сразу меняет перспективу и переносит нас в новую историческую (не апокалипсическун ли) эпоху, открывается новый акт всемирно-исторической
трагедии.
Прогресс верит в устранимость зла, в победимость страдания и в разрешимость
трагедии в пределах истории силами одного человека.
Цитаты из русской классики со словом «трагедия»
Что драматическая поэзия изображает не одно трагическое или комическое, доказывается тем, что, кроме комедии и
трагедии, должна была явиться драма.
Ведь страдания трагического героя иллюстрируют все ту же безотрадную Силенову мудрость;
трагедии великих трагиков, Эсхила и Софокла, кончаются гибелью героев и самым, казалось бы, безнадежным отрицанием жизни.
В исторической
трагедии есть ряд актов, и в них назревает окончательная катастрофа, катастрофа всеразрешающая.
В ответ на это слышишь, с одной стороны, что будто вкус публики испортился (какой публики?), обратился к фарсу и что последствием этого была и есть отвычка артистов от серьезной сцены и серьезных, художественных ролей; а с другой, что и самые условия искусства изменились: от исторического рода, от
трагедии, высокой комедии — общество ушло, как из-под тяжелой тучи, и обратилось к буржуазной так называемой драме и комедии, наконец к жанру.
Я был гордостью русской сцены, я оставил след в истории русского театра, и если я пал, то в этом
трагедия, болваны!
Ассоциации к слову «трагедия»
Синонимы к слову «трагедия»
Предложения со словом «трагедия»
- Он разработал стратегии запоминания, которые помогали ему в его профессии, и добился значительного успеха, но настоящего прорыва он сумел достичь лишь тогда, когда в его жизни произошла трагедия…
- Однако же сумели распознать, что изначально на месте трагедии присутствовало шесть человек, а применённые заклинания несли прямую угрозу жизни.
- В конце концов, устав от её приставаний, обмолвилась, что переживаю личную трагедию, гибель жениха, очень достойного человека…
- (все предложения)
Сочетаемость слова «трагедия»
Значение слова «трагедия»
ТРАГЕ́ДИЯ, -и, ж. 1. Драматическое произведение, в основе которого лежит непримиримый жизненный конфликт, острое столкновение характеров и страстей, оканчивающееся чаще всего гибелью героя. Трагедии Шекспира. Трагедия Расина «Федра». (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова ТРАГЕДИЯ
Афоризмы русских писателей со словом «трагедия»
Дополнительно