Цитаты со словом «предельная»
Область
поиска
«Свет невечерний. Созерцания и умозрения» (Булгаков С. Н., 1917)по всей классике
И если может показаться иным, что неуместно во время всеобщего землетрясения такими «отвлеченностями», то нам, наоборот, представляется обострение
предельных вопросов религиозного сознания как бы духовной мобилизацией для войны в высшей, духовной области, где подготовляются, а в значительной мере и предрешаются внешние события.
В них же подготовляется и назревает
предельное явление хлыста-человекобога, имеющего вступить в открытое соперничество с Богочеловеком: уже слышится понемногу эта «музыка будущею» [Название статьи Р. Вагнера (1860) (см.: Вагнер Р. Избранные работы. М., 1978.
Соединить же правду того и другого, Найти не «синтез», но жизненное единство, в живом опыте познать Бога в мире, а мир в Боге — это
предельная задача религиозного сознания, поставленная его историей.
Вообще в истории мысли это есть
предельный пункт унижения религии под видом ее защиты, ибо мужественнее и естественнее прямо признать, что религии нет и она вообще невозможна, нежели в самый темный угол сознания, пользуясь его сумерками, упрятывать религию.
Религия, religio, есть связь не только человека с Божеством, но и человека с человечеством, или последнее и
предельное его утверждение в своей человечности, притом связь эта крепче, онтологичнее, нежели всякая иная: поэтому «религиозный индивидуализм» есть горячий лед, круглый квадрат.
Напротив, в философии Канта, именно в его учении об «идеях» как
предельных понятиях, а равно и в учении о различении суждений практического разума от теоретического разума и «силы суждения» заключается implicite [Неявно, в скрытом состоянии (нем.).] целая теория мифотворчества, хотя и отрицательного или агностического содержания.
По этой теории, Ding an sich [Вещь в себе (нем.).] хотя и трансцендентна, но все-таки отпечатлевается в сознании в качестве «идей» или
предельных понятий.
С. 51&-522.]): следует ли идеи Платона понимать в трансцендентально-критическом смысле, как формальные условия познания и его
предельные грани (кантовские идеи), или же в трансцендентно-метафизическом смысле?
Αλλ' έ'κβιβάσαντες αι5τό πάσης ποιότητος — εν γαρ των εις την μακαριότητα αυτού και την ακραν εύδαιμονίαν fjv το ψιλήν ανευ χαρακτήρας την ΰπαρξιν καταλαμβάνεσθαι — την κατά το είναι μόνον φαντασίαν ένεδέξαντο, μη μορφώσαντες αυτό» (Сущее не сравнивают ни с какой идеен о происшедшем, но, освободив его от всякого качества, — ибо одно только ответствовало бы высшему его блаженству и
предельному счастью, — принимают его как новое бытие без всякого качества, допускают относительно его только представление о бытии, совершенно его не определяя...
На этом основании, как понятие, строго говоря, отрицательное или
предельное, ουσία оказывается единой, нераздельной и простой, «божественные же энергии множественны и разнообразны» (ποικίλοι).
Вещь в себе есть Grenzbegriff,
предельное понятие, превышающее всякое познание.
Такова
предельная интуиция религиозного самосознания и исходная аксиома веры, которая приемлется или отвергается в глубочайших недрах целостного религиозного духа до всякой рефлексии и ранее всякой философии; последняя лишь выявляет и осуществляет разные возможности, заложенные в уже принятом решении, дает ему философскую транскрипцию.
Это самораздвоение Абсолютного как абсолютно-относительного образует
предельную антиномическую грань для мысли (Grenzbegriff).
Творение есть поэтому и акт безмерного смирения Абсолютного, которое совлекается актуальности своей: любовь-смирение, эта
предельная и универсальная добродетель христианства, есть и онтологическая основа творения. Давая в себе место миру с его относительностью, Абсолютное в любви своей смиряется пред тварью, — воистину неисследимы глубины божественной любви-смирения!
В этом основном и
предельном акте творения мы имеем дело с полной непостижимостью, ибо понять, каким образом в уконе возникает меон, нельзя, здесь опять предел для мысли.
В прямом отношении к учению «Тимея» о материи стоит и учение о беспредельном (άπειρον) и
предельном (πέρας) «Филеба».
Таким образом получается
предельная космологическая антиномия...
Попытка во что бы то ни стало осилить рационально недомыслимую тайну Божества в мире, сделать ее понятной неизбежно ведет либо к противоречиям, либо же к явному упрощению и снятию проблемы (как в монизме); вот почему непротиворечивой рациональной метафизики, имеющей дело с
предельными проблемами мирового бытия, никогда не бывало да и быть не может.
Мир идей, идеальное все, актуально содержащееся в Софии, для мира тварного существует не только как основа или причинность (в вышеуказанном смысле), но и как норма,
предельное задание, закон жизни, аристотелевская энтелехия в отношении к потенциальному состоянию бытия.
Таковое же мы можем мыслить лишь в качестве
предельного понятия, края бытия, «тьмы кромешной», дна адова, метафизического ничто, но невозможно даже в мысли допустить, чтобы этой пустотой продырявлен был созданный Богом в Софии, хотя и извращенный в своем антисофийном состоянии, мир.
Здесь логический hiatus или чудо,
предельное событие, которое философии нельзя изъяснить, а можно только констатировать, истолковывая его последствия.
Идя по этому пути мысли, неизбежно приходим и к
предельному вопросу космологии — о реальности идей: свойственна ли она высшим, умопостигаемым началам бытия, платоновским идеям, как в их раздельности, так и в их органической целокупности?
Метафизика не в силах дать положительного ответа на этот основной вопрос религиозной антропологии, а может наметить только
предельные, отрицательные его грани.
«Или или лима савахфани — Боже мой, векую оставил Меня» — вот ее
предельное выражение.
Мало того, им же утверждается на высшей и
предельной ступени та основная антиномия, которая лежит вообще в основе религиозного самосознания: неразрывное двуединство трансцендентного и имманентного, премирность Абсолютного и откровение Бога в мире.
Воскрешение мертвых, поставленное как
предельная цель для хозяйственной воли, есть вообще ложная задача, ибо в ней в плоскости временности ставится то, что находится за временем, по крайней мере этим временем нашего зона.
Когда дело доходит до этого
предельного, но в сущности неустранимого вопроса, тогда ощущаются жизненные границы искусства.
Для гуманности совсем не существует греха, а зло она знает только как следствие плохой общественности; для христианства социальное зло есть лишь одно из проявлений зла космического, и притом не высшее, не
предельное.
Хотеть «тьмы кромешной», ничто, лишь бы не хотеть Бога, это —
предельное безумие зла, которое никак не может быть мотивировано и оправдано, это явная нелепость, бессильная судорога зла.
И Слово Божие дает надежду, ибо противопоставление добра и зла, рая и ада, не есть еще
предельная цель мироздания.
Цитаты из русской классики со словом «предельная»
Ассоциации к слову «предельный»
Синонимы к слову «предельная»
Предложения со словом «предельный»
- Подошва не проскальзывает, и силы бегуна не тратятся впустую, что позволяет развивать предельную скорость.
- Снова принюхался. Он всегда соблюдал предельную осторожность, когда выходил из норы.
- Их теория предельной полезности является антиподом трудовой теории стоимости, выдвинутой и отстаиваемой классиками и развитой марксизмом.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «предельный»
Что (кто) бывает «предельной»
Значение слова «предельный»
ПРЕДЕ́ЛЬНЫЙ, -ая, -ое; -лен, -льна, -льно. 1. только полн. ф. Являющийся пределом (в 1 знач.), границей чего-л. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова ПРЕДЕЛЬНЫЙ
Афоризмы русских писателей со словом «предельный»
- То высокое чувство, которое вложено в каждую душу и будет жить вовеки, — чувство священнейшей законности возмездия, священнейшей необходимости конечного торжества добра над злом и предельной беспощадности, с которой в свой срок зло карается. Это чувство есть несомненная жажда бога, есть вера в него.
- На уровне чувства
жизнь предельно ясна и проста.
- Под посредственностью обычно понимают людей рядовых и обыкновенных. Между тем обыкновенность есть живое качество, идущее изнутри и во многом, как это ни странно, отдаленно подобное дарованию. Всего обыкновеннее гениальные люди… И еще обыкновеннее, захватывающе обыкновенна — природа. Необыкновенна только посредственность, то есть та категория людей, которую составляет так называемый «интересный человек». С древнейших времен он гнушался делом и паразитировал на гениальности, принимая ее как какую-то лестную исключительность, между тем как гениальность есть предельная и порывистая, воодушевленная собственной бесконечностью правильность.
- (все афоризмы русских писателей)
Дополнительно