Цитаты со словом «гуманизм»
Область
поиска
«Свет невечерний. Созерцания и умозрения» (Булгаков С. Н., 1917)по всей классике
Это вполне очевидно, если мы сопоставим крайние полюсы: напр, натурализм разных оттенков, который воообще слеп к злу в мире и видит в нем случайность, недоразумение или заблуждение (таков же и новейший
гуманизм с его теориями прогресса: социализмом, анархизмом, позитивизмом [О «Теориях прогресса» см. статью С. Н. Булгакова «Основные проблемы теории прогресса» в его книге «От марксизма к идеализму» (СПб., 1903).]), и антикосмизм, который слеп к добру в мире и видит в нем только злую майю (буддийский аскетизм, философский пессимизм).
«
Гуманизма» в таком смысле не знала классическая древность и в нем совершенно неповинна.
Стиль хозяйства соответствует духовному стилю эпохи (напр., довольно прозрачна связь, существующая между капитализмом и новоевропейским
гуманизмом).
В сущности, это учение является последним словом новоевропейского
гуманизма (хотя сам Федоров последнего и чуждался).
Это изменение в самом ощущении природы власти связано с общими успехами
гуманизма и ослаблением религиозного мирочувствия, которое не могло не отразиться и на политическом мировоззрении.
Это есть разновидность того же политического
гуманизма, только под старой личиной, под которой нет уже живого лица.
В наши дни христианству приходится на этой же почве сталкиваться с
гуманизмом, с его религией человекобожия, для которой «общественность» приблизительно соответствует святости, ибо в ней заключается именно то «единое на потребу», что в себе самом имеет оправдание и смысл.
Но очевидно, что самая эта заповедь есть чудовищный соблазн для
гуманизма, который почти всегда поэтому имеет возможность превзойти христианство в гуманности.
Для христианства в социальной области нет ни безусловного зла, ни безусловного добра, как они существуют здесь для
гуманизма, а поэтому ни одна из мер гуманности, осуществляемых усилиями прогресса, не имеет для него безусловной ценности сама по себе — ни отмена рабства, ни падение крепостного права, ни всякая конституция и «свободы».
Очевидно, историческое христианство стоит при этом на острие ножа и легко подвергается соблазну извращения, которое мы нередко и наблюдаем в жизни, когда терпение подменяется лицемерием и раболепством, а независимый консерватизм трусливым оппортунизмом, тупой неподвижностью или себялюбивой реакционностью, причем, в силу этого внутреннего обмирщения, получается какой-то антигуманизм или
гуманизм наизнанку.
Исторически «гуманность» возникает в процессе секуляризации христианской этики, но, конечно, оторванная от своей основы, она получает характер двусмысленный и даже извращенный, почему и дела ее не могут почитаться безусловным благом (как одно время допускал, по-видимому, Вл. Соловьев [В очерке «Об упадке средневекового мировоззрения»; напротив, в «Трех разговорах» он освобождается от этой точки зрения, ибо героем
гуманизма является у него здесь антихрист.]).
Безусловного добра в плоскости относительного, в которой только и знает его
гуманизм, вообще не существует, ибо решающим все-таки является лишь религиозный коэффициент.
Отсюда, впрочем, еще не следует, чтобы все, что противоположно
гуманизму, тем самым являлось уже добром, — такой антигуманизм (которым иногда увлекался К. Леонтьев) отнюдь не обнаруживает свободного к нему отношения.
Не,
гуманизмом создано это мощное тело общественности, занявшей столь исключительное место в гуманистической религии человекобожия, но им придана проблеме общественности специфическая религиозная острота, и нельзя отрицать, что она требует для себя религиозного разрешения.
Цитаты из русской классики со словом «гуманизм»
Проблема
гуманизма.
Гуманизм и гуманитаризм. Достоевский и диалектика
гуманизма. Человекобожество и Богочеловечество. Христианский
гуманизм Вл. Соловьева. Бухарев. Толстой. Розанов. Леонтьев. Переход атеистического
гуманизма в антигуманизм. Христианский
гуманизм.
Под напором мировых волн пали утопии
гуманизма, пасифизма, международного социализма, международного анархизма и т. п. и т. п.
Русский
гуманизм был христианским, он был основан на человеколюбии, милосердии, жалости, даже у тех, которые в сознании отступали от христианства.
Достоевский и Ницше с наибольшей силой обозначают этот кризис
гуманизма, этот переход его в антигуманизм, в отрицание человечности.
Почему же идеалы средних веков не удались, не реализовались, почему наступила эпоха нового богоотступничества, светского
гуманизма, возрождения язычества, а затем атеистического позитивизма и позитивного социального строительства?
Ассоциации к слову «гуманизм»
Синонимы к слову «гуманизм»
Предложения со словом «гуманизм»
- Пока идеи гуманизма сохраняли изначальную силу, её представители также находили мужество осуществлять её с негуманным величием.
- Её предназначение – утверждать на сцене правду жизни, высокие идеалы гуманизма и гражданственности.
- В античную эпоху гуманизм оценивался как качество воспитанного и образованного человека, возвышающего его над необразованным.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «гуманизм»
Значение слова «гуманизм»
ГУМАНИ́ЗМ, -а, м. 1. Прогрессивное движение эпохи Возрождения, провозгласившее принцип свободного развития человеческой личности, освобождение человека от оков феодализма и католицизма. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова ГУМАНИЗМ
Афоризмы русских писателей со словом «гуманизм»
- Гуманизм — это то единственное, что, наверно, осталось от ушедших в небытие народов и цивилизаций, — книги, народные сказания, мрамор изваяний, архитектурные пропорции.
- Но… это не значит, что теряют значение такие ценности, как гуманизм, добро, разум, любовь, братство, принципиальность, самоотверженность… Наоборот, они обретают особенное значение, ибо направлены сегодня против сползания к самоубийству.
- (все афоризмы русских писателей)
Дополнительно