Неточные совпадения
Человек, предоставленный самому себе, оставленный с самим собой и своим «
человеческим», бессилен и немощен, ему не открывается истина, не раскрывается для него смысл
бытия, не доступен ему разум вещей.
Кант был гениальным выразителем серьезной болезни в
бытии человеческом, он философски формулировал роковой разрыв с корнями и истоками
бытия.
Именно те, которые переносят веру и мистику исключительно в субъективную действительность
человеческого духа, те, которые отрицают мистическую реальность
бытия и пути соединения с ней, отрицают чудесную тайну преосуществления в мире объективном, в мировой душе, те должны быть признаны рационалистами.
Лишь рационалистическое рассечение целостного
человеческого существа может привести к утверждению самодовлеющей теоретической ценности знания, но для познающего, как для существа живого и целостного, не рационализированного, ясно, что познание имеет прежде всего практическую (не в утилитарном, конечно, смысле слова) ценность, что познание есть функция жизни, что возможность брачного познания основана на тождестве субъекта и объекта, на раскрытии того же разума и той же бесконечной жизни в
бытии, что и в познающем.
Отвлеченный рационализм в самой постановке проблемы знания породил эту оторванность от
бытия, но сам рационализм был более чем ошибкой сознания, был тяжелой и общей болезнью
человеческого духа.
Этот рациональный план творения целиком пребывает в сфере
человеческой ограниченности и не возвышается до сознания смысла
бытия, так как смысл этот связан с иррациональной тайной свободы греха.
Все факты земной
человеческой истории имеют единственную и неповторимую важность; жизнь каждого человека на земле есть момент абсолютного
бытия, и другого такого момента не будет уже дано для дела спасения.
После грехопадения человек не может уже свободно, своими естественными
человеческими силами спастись, вернуться к первоисточнику
бытия, так как не свободен уже: природа его испорчена, порабощена стихией зла, наполовину перешла в сферу небытия.
Христос есть таинственный примиритель
человеческой свободы с божественным фатумом, Он — та свободная любовь творения, которая утверждает
бытие в Творце.
Пантеистическое чувство
бытия, лежавшее в основании язычества, было не дифференцировано; в этом первоначальном пантеизме не выделялся еще ни человек, ни человечество, ни смысл
человеческой истории; все тонуло в стихии первозданного хаоса, начинавшего лишь оформливаться.
Эпоха не только самая аскетическая, но и самая чувственная, отрицавшая сладострастье земное и утверждавшая сладострастье небесное, одинаково породившая идеал монаха и идеал рыцаря, феодальную анархию и Священную Римскую империю, мироотрицание церкви и миродержавство той же церкви, аскетический подвиг монашества и рыцарский культ прекрасной дамы, — эпоха эта обострила дуализм во всех сферах
бытия и поставила перед грядущим человечеством неразрешенные проблемы: прежде всего проблему введения всей действительности в ограду церкви, превращения
человеческой жизни в теократию.
Потом он взглянет на окружающее его, вкусит временных благ и успокоится, задумчиво глядя, как тихо и покойно утопает в пожаре зари вечернее солнце, наконец решит, что жизнь его не только сложилась, но и создана, даже предназначена была так просто, немудрено, чтоб выразить возможность идеально покойной стороны
человеческого бытия.
Неточные совпадения
Приливы тьмы есть то варварство
бытия, без которого в жизни
человеческой наступает иссякание энергии, застывание.
Ибо тайна
бытия человеческого не в том, чтобы только жить, а в том, для чего жить.
Повторяю, что под творчеством я все время понимаю не создание культурных продуктов, а потрясение и подъем всего
человеческого существа, направленного к иной, высшей жизни, к новому
бытию.
Человеческая личность реальна в
бытии и идеальна по своей природе, и самым фактом своей идеальной реальности она непосредственно утверждает объективное существование Бога как истинной личности».
В
человеческом мире Достоевского раскрывается полярность в самой глубине
бытия, полярность самой красоты.