Риккерт и его ученики скажут, что это
первичное сознание есть лишь иррациональное «переживание», с которым не имеют никакого дела гносеология и философия, что тут можно только «переживать» и нельзя познавать.
Неточные совпадения
Гносеология должна начать с установления различия между
первичным нерационализированным
сознанием и
сознанием вторичным, рационализированным, в то время как обычно она начинает с
сознания уже рационализированного и иного не признает.
Сознание первичное не объективирует и не умерщвляет, оно живет познавая и познает живя.
Я именно и утверждаю, что в так называемом «иррациональном переживании» или, по моей терминологии, в
первичном нерационализированном
сознании совершается самое подлинное познание бытия, совершается то касание сущего, которое не может не быть и познанием.
Мы же полагаем, что в безмерной области
первичного, нерационализированного
сознания есть царство света, а не только тьмы, космоса, а не только хаоса.
Хаос и тьма, «мир сей», даны именно рационализированному
сознанию,
сознанию же иному,
первичному, дан «мир иной», мир истинно сущего.
Что бытие непосредственно, интуитивно дано нашему
первичному, целостному
сознанию, этого нельзя доказать, нельзя ни из чего вывести, это можно только открыть и принять.
Интуитивное, целостное, органическое познание совершается в
первичном, не рационализированном
сознании.
Бытие, жизнь духа даны изначально, даны
сознанию первичному, не рационализированному,
сознанию церковному, разуму церковному.
Отвлеченные философы считают доказанным и показанным, ясным и самоочевидным, что философии следует начинать с субъекта, с мышления, с чего-то безжизненно формального и пустого; но почему бы не начать философствовать с кровообращения, с живого, с предшествующего всякой рациональной рефлексии, всякому рациональному рассечению, с органического мышления, с мышления как функции жизни, с мышления, соединенного с своими бытийственными корнями, с непосредственных,
первичных данных нерационализированного
сознания?
Быть может, вершины бытия трансцендентны для нашего низшего, болезненного, вторичного
сознания и имманентны для
сознания высшего, здорового,
первичного.
Есть
первичное, нерационализированное
сознание, в котором даны живые связи с бытием, дано первоощущение бытия и происходящей в нем драмы.
Ни философия позитивная, ни философия критическая не в силах понять происхождения и значения времени и пространства, законов логики и всех категорий, так как исходит не из
первичного бытия, с которым даны непосредственные пути сообщения, а из вторичного, больного уже
сознания, не выходит из субъективности вширь, на свежий воздух.
Неточные совпадения
Это могло быть также формулировано как различение
первичного и вторичного
сознания.
Но рациональный мир с его законами, с его детерминизмом и каузальными связями есть мир вторичный, а не
первичный, он есть продукт рационализации, он раскрывается вторичному, рационализированному
сознанию.
Еще одно из тех
первичных ощущений, когда явление природы впервые остается в
сознании выделенным из остального мира, как особое и резко законченное, с основными его свойствами.
«В этой области (области
первичной веры), предшествующей логическому
сознанию и наполненной
сознанием жизненным, не нуждающимся в доказательствах и доводах, сознает человек, что принадлежит его умственному миру и что — миру внешнему».
Трансцендентное в самом общем смысле, т. е. превышающее всякую меру человеческого опыта,
сознания и бытия, вообще «этого мира», дано в
первичном религиозном переживании, поскольку в нем содержится чувство Бога, — это есть основная музыка религии.