Неточные совпадения
Духовно-религиозную почву имела не демократия, а декларация прав
человека и гражданина, которая родилась из утверждения религиозной свободы
совести в общинах реформации.
И есть свобода, от которой
человек не имеет права отказываться, если хочет сохранить достоинство
человека, — такова свобода
совести, свобода духа.
В демократиях капиталистических деньги и подкупленная печать могут править обществом и лишать реальной свободы, между тем как декларация прав
человека и гражданина имела религиозные истоки, она родилась в утверждении свободы
совести реформацией.
Ложь коллективизма заключается в том, что он переносит нравственный экзистенциальный центр,
совесть человека и его способность к суждениям и оценкам из глубины человеческой личности в quasiреальность, стоящую над
человеком.
Оригинальность современного коллективизма заключается лишь в том, что он хочет произвести универсальную, всеобщую коллективную
совесть, мнение, мышление и оценку
людей, а не проявление разнообразных группировок.
И вот что самое важное: в «коллективистичную» эпоху происходит не только социализация и коллективизация экономической и политической жизни, но и
совести, мысли, творчества, экстериоризации
совести, т. е. перенесение ее из глубины
человека, как духовного существа, вовне, на коллектив, обладающий авторитарными органами.
Во избежание недоразумений, которыми пользуются для дурных целей, нужно сказать, что помещение
совести и органа оценки в духовную глубину
человека менее всего означает то, что любят называть «индивидуализмом».
Совесть означает не замыкание и изоляцию
человека, а размыкание, победу над эгоцентризмом, вхождение в универсальную общность.
Через коллективное сознание и коллективную
совесть, получающие мистический характер, начинает господствовать одна группа
людей над другими группами.
— Имея ум и совесть, можно жить и без них… Деньги обыкновенно являются как раз в то время, когда у
человека совесть усыхать начинает… Совести меньше — денег больше…
Слушаю я его и едва только себя сдерживаю: значит, у
человека совесть потеряна, лжет нагло и хоть бы в одном слове заикнулся, — как по-писанному катает.
Раскаяния никакого Раскольников не испытывает, и вовсе не мучения совести заставляют его сознаться в преступлении, — это великолепно показал Мережковский. Перечитываешь «Преступление и наказание» — и недоумеваешь: как могли раньше, читая одно, понимать совсем другое, как могли видеть в романе истасканную «идею», что преступление будит в
человеке совесть и в муках совести несет преступнику высшее наказание.
Неточные совпадения
Подумавши, оставили // Меня бурмистром: правлю я // Делами и теперь. // А перед старым барином // Бурмистром Климку на́звали, // Пускай его! По барину // Бурмистр! перед Последышем // Последний
человек! // У Клима
совесть глиняна, // А бородища Минина, // Посмотришь, так подумаешь, // Что не найти крестьянина // Степенней и трезвей. // Наследники построили // Кафтан ему: одел его — // И сделался Клим Яковлич // Из Климки бесшабашного // Бурмистр первейший сорт.
Стародум(к Правдину). Чтоб оградить ее жизнь от недостатку в нужном, решился я удалиться на несколько лет в ту землю, где достают деньги, не променивая их на
совесть, без подлой выслуги, не грабя отечества; где требуют денег от самой земли, которая поправосуднее
людей, лицеприятия не знает, а платит одни труды верно и щедро.
Софья. Кто же остережет
человека, кто не допустит до того, за что после мучит его
совесть?
Один из умных
людей, принадлежащих к этому кружку, называл его «
совестью Петербургского общества».
— Петр Дмитрич! — жалостным голосом начал было опять Левин, но в это время вышел доктор, одетый и причесанный. «Нет
совести у этих
людей, — подумал Левин. — Чесаться, пока мы погибаем!»