Неточные совпадения
Русская народная
жизнь с ее мистическими сектами, и русская литература, и русская мысль, и жуткая судьба русских писателей, и судьба русской интеллигенции, оторвавшейся от почвы и в то же время столь характерно национальной, все, все дает нам право утверждать тот тезис, что Россия — страна бесконечной свободы и духовных далей, страна странников, скитальцев и искателей, страна мятежная и жуткая в своей стихийности, в своем народном дионисизме, не желающем знать
формы.
Русское самосознание не может быть ни славянофильским, ни западническим, так как обе эти
формы означают несовершеннолетие русского народа, его незрелость для
жизни мировой, для мировой роли.
В народной
жизни это принимает
форму ужаса от ожидания антихриста.
И мучительно видеть, что нас тянут назад, к отживающим
формам сознания и
жизни.
Традиционное применение русской интеллигенции отвлеченно-социологических категорий к исторической
жизни и историческим задачам всегда было лишь своеобразной и прикрытой
формой морализирования над историей.
Радикальное русское западничество, искаженное и рабски воспринимающее сложную и богатую
жизнь Запада, есть
форма восточной пассивности.
Народничество, столь характерное для русской мысли и проявляющееся в разнообразных
формах, предполагает уже отщепенство и чувство оторванности от народной
жизни.
В самых причудливых и разнообразных
формах русская душа выражает свою заветную идею о мировом избавлении от зла и горя, о нарождении новой
жизни для всего человечества.
Это давно уже обнаружено горьким опытом
жизни европейского человечества, который должен был бы научить нас недоверию к чисто внешним
формам и к прекрасной фразеологии равенства, братства и свободы.
Если идти назад по линии материального развития человечества, то мы не дойдем до свободного и цельного духа, а дойдем лишь до более элементарных и примитивных
форм материальной
жизни.
Какой жалкий самообман видеть высшее и лучшее в отсталых
формах материальной
жизни по сравнению с
формами более развитыми, какой материализм в этом чувствуется!
Св. Франциск возможен был лишь при натуральном, примитивном хозяйстве, и потому да здравствуют элементарные
формы материальной
жизни, не будем допускать развития!
Можно установить четыре периода в отношении человека к космосу: 1) погружение человека в космическую
жизнь, зависимость от объектного мира, невыделенность еще человеческой личности, человек не овладевает еще природой, его отношение магическое и мифологическое (примитивное скотоводство и земледелие, рабство); 2) освобождение от власти космических сил, от духов и демонов природы, борьба через аскезу, а не технику (элементарные
формы хозяйства, крепостное право); 3) механизация природы, научное и техническое овладение природой, развитие индустрии в
форме капитализма, освобождение труда и порабощение его, порабощение его эксплуатацией орудий производства и необходимость продавать труд за заработную плату; 4) разложение космического порядка в открытии бесконечно большого и бесконечно малого, образование новой организованности, в отличие от органичности, техникой и машинизмом, страшное возрастание силы человека над природой и рабство человека у собственных открытий.
До этого люди живут в гипнозе власти, и это распространяется и на
жизнь церкви, которая тоже может оказаться одной из
форм кесарева царства.
Нетерпимость, смягченная
форма фанатизма, есть всегда также сужение сознания, есть непонимание множественности и индивидуальности
жизни.
В прошлом можно установить три типа мистики: мистика индивидуального пути души к Богу, это наиболее церковная
форма; мистика гностическая, которую не следует отождествлять с гностиками-еретиками первых веков, эта мистика обращена не к индивидуальной только душе, но также к
жизни космической и божественной; мистика пророческая и мессианская — это мистика сверхисторическая и эсхатологическая, предела конца.
Райскому нравилась эта простота
форм жизни, эта определенная, тесная рама, в которой приютился человек и пятьдесят — шестьдесят лет живет повторениями, не замечая их и все ожидая, что завтра, послезавтра, на следующий год случится что-нибудь другое, чего еще не было, любопытное, радостное.
— Мы спорим, что лучше, — злобно хмурясь, сказал он, — прежде образовать народ, а потом изменить
формы жизни, или прежде изменить формы жизни, и потом — как бороться: мирной пропагандой, террором?
Но, дорогие, надо же сколько-нибудь думать, это очень помогает. Ведь ясно: вся человеческая история, сколько мы ее знаем, это история перехода от кочевых форм ко все более оседлым. Разве не следует отсюда, что наиболее оседлая
форма жизни (наша) есть вместе с тем и наиболее совершенная (наша). Если люди метались по земле из конца в конец, так это только во времена доисторические, когда были нации, войны, торговли, открытия разных америк. Но зачем, кому это теперь нужно?
Неточные совпадения
В его будущей супружеской
жизни не только не могло быть, по его убеждению, ничего подобного, но даже все внешние
формы, казалось ему, должны были быть во всем совершенно не похожи на
жизнь других.
В его методическом уме ясно сложились определенные
формы народной
жизни, выведенные отчасти из самой народной
жизни, но преимущественно из противоположения.
Зло порождает зло; первое страдание дает понятие о удовольствии мучить другого; идея зла не может войти в голову человека без того, чтоб он не захотел приложить ее к действительности: идеи — создания органические, сказал кто-то: их рождение дает уже им
форму, и эта
форма есть действие; тот, в чьей голове родилось больше идей, тот больше других действует; от этого гений, прикованный к чиновническому столу, должен умереть или сойти с ума, точно так же, как человек с могучим телосложением, при сидячей
жизни и скромном поведении, умирает от апоплексического удара.
Его мать была одною из тех натур, которые
жизнь отливает в готовой
форме.
— В тех
формах, как она есть, политика идет мимо коренных вопросов
жизни. Ее основа — статистика, но статистика не может влиять, например, на отношения половые, на положение и воспитание детей при разводе родителей и вообще на вопросы семейного быта.