Ошибка гуманизма была совсем не в том, что он утверждал высшую ценность человека и его творческое призвание, а в том, что он склонялся к самодостаточности человека и потому слишком низко думал о человеке, считая его исключительно
природным существом, не видел в нем духовного существа.
Весь трагизм жизни происходит от столкновения конечного и бесконечного, временного и вечного, от несоответствия между человеком, как духовным существом, и человеком, как
природным существом, живущим в природном мире.
Неточные совпадения
Оно состоит в том, что человек есть
существо, принадлежащее к двум мирам и не вмещающееся в этом
природном мире необходимости, трансцендирующее себя, как
существо эмпирически данное, обнаруживающее свободу, из этого мира не выводимую.
Христос учил о человеке, как образе и подобии Божьем, и этим утверждалось достоинство человека, как свободного духовного
существа, человек не был рабом
природной необходимости.
Если бы человек был исключительно
природным и конечным
существом, то смерть его не заключала бы в себе ничего трагического, трагична лишь смерть бессмертного
существа, устремленного к бесконечности.
Человек есть
существо природное, социальное и духовное.
Он также есть
существо свободное и рабье, склонное к жертве и любви и к эгоизму, высокое и низкое, несущее в себе образ Божий и образ мира,
природного и социального.
Эта загадочность человека определяется тем, что он, с одной стороны, есть
природное существо, с другой же стороны, он не вмещается в природный мир и выходит за его пределы.
Падший человек, превратившийся в
природное существо, скованное необходимостью, бессилен освободить себя из плена и рабства, вернуться к божественным своим истокам.
Неточные совпадения
Направление воли свободных
существ создает
природную необходимость, рождает связанность.
По всему
существу своему Аделаида Ивановна была кротчайшее и добрейшее
существо в мире: хорошо для своего времени образованная, чувствительная, сентиментальная, превосходная музыкантша — и не по ученью, а по
природному дарованию, — она очень также любила поля, луга, цветы, ручейки и всех почти животных.
Мир является великой иерархией идейных
существ, идейным организмом, и в этом постижении софийности «мертвого» мира лежит заслуга оккультизма [Под оккультизмом я разумею здесь не столько современный, школьный оккультизм, воспитываемый особой тренировкой, но общую
природную способность человека проникать за кору явлений, особенно свойственную народам в ранние эпохи развития и отразившуюся в сказке, эпосе, фольклоре, верованиях и «суевериях».], сближающая его с ««поэтическим восприятием» природы вообще.
Вот этого-то «изменения», которое, по
существу, является новым творческим актом Бога над человеком, именно и не может совершить хозяйственный труд, а поэтому и «проект» Федорова, как бы далеко ни зашла «регуляция природы», силами
природными и человеческими неосуществим.
И особенно ложным является распространение
природного детерминизма и на самое
существо Божие, чем так грешит физика Бога у Я. Беме или у представителей философии оккультизма (Безант, Штейнер и др.).