Всегда существовал эндосмос и экзосмос между человеческой общественностью и
космической жизнью, но это не было достаточно сознано человеком, и он искусственно замыкался, спасаясь от бесконечности в своей ограниченности.
На более глубокую почву должна быть поставлена та истина, что величайшие достижения человеческой общественности связаны с творческой властью человека над природой, т. е. с творчески-активным обращением к
космической жизни, как в познании, так и в действии.
Можно установить четыре периода в отношении человека к космосу: 1) погружение человека в
космическую жизнь, зависимость от объектного мира, невыделенность еще человеческой личности, человек не овладевает еще природой, его отношение магическое и мифологическое (примитивное скотоводство и земледелие, рабство); 2) освобождение от власти космических сил, от духов и демонов природы, борьба через аскезу, а не технику (элементарные формы хозяйства, крепостное право); 3) механизация природы, научное и техническое овладение природой, развитие индустрии в форме капитализма, освобождение труда и порабощение его, порабощение его эксплуатацией орудий производства и необходимость продавать труд за заработную плату; 4) разложение космического порядка в открытии бесконечно большого и бесконечно малого, образование новой организованности, в отличие от органичности, техникой и машинизмом, страшное возрастание силы человека над природой и рабство человека у собственных открытий.
Неточные совпадения
Общественность не может уже быть оторванной и изолированной от
жизни космической, от энергий, которые переливаются в нее из всех планов космоса.
Поэтому невозможен уже социальный утопизм, всегда основанный на упрощенном мышлении об общественной
жизни, на рационализации ее, не желающий знать иррациональных
космических сил.
К
космической, вселенской
жизни человек приобщается через
жизнь всех индивидуальных иерархических ступеней, через
жизнь национальную.
Человеческая общественность была выделена из
жизни космической, из мирового целого и ощущалась, как замкнутое и самодовлеющее целое.
Она обнаруживает для всех, и наиболее ослепленных, что все социальные утопии, построенные на изоляции общественности из
жизни космической — поверхностны и недолговечны.
Достижение этих ценностей предполагает бесконечно большое углубление и расширение, т. е. еще очень сложный и длительный катастрофический процесс в человеческой
жизни, предполагает переход от исключительно социологического мироощущения к мироощущению
космическому.
Поразительно, что марксизм, который так выдвигал моменты производственные, рост производительных сил в социальной
жизни и им давал перевес над моментами распределительными, был совершенно лишен
космического мироощущения и явил собой крайний образец социологического утопизма, замыкающего человека в ограниченной и поверхностной общественности.
Таковы люди, у которых и раньше было более
космическое чувство
жизни, более широкий кругозор.
Общественность же была оторвана от души человеческой, от духовной
жизни личности и от души мировой, от
жизни космической.
Но так как человеческая общественность была изолирована от мирового целого, от
жизни космической и очень преувеличено было самостоятельное значение общественности, то образовался рационалистический утопизм с его верой в совершенное, до конца рациональное устроение общественной
жизни, независимое от духовных основ
жизни человека и мира.
Душа и тело человека формировались, когда человеческая
жизнь была еще в соответствии с ритмом природы, когда для него еще существовал
космический порядок.
Человек в своей исторической судьбе проходит не только через радикальные изменения социальной
жизни, которые должны создать новую структуру общества, но и через радикальное изменение отношения к
жизни космической.
В прошлом можно установить три типа мистики: мистика индивидуального пути души к Богу, это наиболее церковная форма; мистика гностическая, которую не следует отождествлять с гностиками-еретиками первых веков, эта мистика обращена не к индивидуальной только душе, но также к
жизни космической и божественной; мистика пророческая и мессианская — это мистика сверхисторическая и эсхатологическая, предела конца.
Христианство укрепилось и победило через аскетическое отношение к
космической жизни, через отталкивание от природного и тварного, хотя бы то был природный, тварный человек, и совсем не выработало этики любви к космическому, к тварному, ко всему живому.
Неточные совпадения
Верно, что женственная стихия есть стихия
космическая, основа творения, лишь через женственность человек приобщается к
жизни космоса.
По нашей вине природа омертвела, и
космическое призвание человека — микрокосма оживить природу — макрокосм, вернуть
жизнь всей иерархии естества, вплоть до камня.
Вся
жизнь тела, все его функции получают отпечаток материальности и плотскости, что с особенной остротой ощутимо в центральных узлах
жизни, именно в функциях питания и размножения, иначе говоря,
космического и полового общения.
С тех пор как человек восхотел жизненно ощутить антиномии творения и вкусил от древа познания добра и зла, это зло стало для него, хотя и временно, как бы вторым
космическим началом, некоторой мойрой, тяжело придавившей и искалечившей
жизнь.
Персонализм не может быть основан на идеализме (платоновском или немецком) и не может быть основан на натурализме, на философии эволюционной или философии
жизни, которая растворяет личность в безличном,
космическом витальном процессе.