Можно установить четыре периода в отношении человека к космосу: 1) погружение человека в космическую жизнь, зависимость от объектного мира, невыделенность еще человеческой личности, человек не овладевает еще природой, его отношение магическое и мифологическое (примитивное скотоводство и земледелие, рабство); 2) освобождение от власти космических сил, от духов и демонов природы, борьба через аскезу, а не технику (элементарные формы хозяйства, крепостное право); 3) механизация природы, научное и техническое овладение природой, развитие индустрии
в форме капитализма, освобождение труда и порабощение его, порабощение его эксплуатацией орудий производства и необходимость продавать труд за заработную плату; 4) разложение космического порядка в открытии бесконечно большого и бесконечно малого, образование новой организованности, в отличие от органичности, техникой и машинизмом, страшное возрастание силы человека над природой и рабство человека у собственных открытий.
Неточные совпадения
Русская народная жизнь с ее мистическими сектами, и русская литература, и русская мысль, и жуткая судьба русских писателей, и судьба русской интеллигенции, оторвавшейся от почвы и
в то же время столь характерно национальной, все, все дает нам право утверждать тот тезис, что Россия — страна бесконечной свободы и духовных далей, страна странников, скитальцев и искателей, страна мятежная и жуткая
в своей стихийности,
в своем народном дионисизме, не желающем знать
формы.
Бог Аполлон, бог мужественной
формы, все не сходил
в дионисическую Россию.
И всего более должна быть Россия свободна от ненависти к Германии, от порабощающих чувств злобы и мести, от того отрицания ценного
в духовной культуре врага, которое есть лишь другая
форма рабства.
В народной жизни это принимает
форму ужаса от ожидания антихриста.
В последнее время эти подлинные народные религиозные переживания проникли и
в наши культурные религиозно-философские течения, но уже
в отраженной и слишком стилизованной, искусственной
форме.
Но
в хлыстовской стихии, разлитой
в разных
формах по русской земле, есть и темное и грязное начало, которого нельзя просветить.
Мы уже вступаем
в тот возраст нашего бытия, когда время нам уже выйти из детского западничества и детского славянофильства, когда мы должны перейти к более зрелым
формам национального самосознания.
Народничество, столь характерное для русской мысли и проявляющееся
в разнообразных
формах, предполагает уже отщепенство и чувство оторванности от народной жизни.
Совершенное единство (общенациональное, общечеловеческое, космическое или божественное) есть высшая и наиболее полная
форма бытия всей множественности индивидуальных существований
в мире.
В самых причудливых и разнообразных
формах русская душа выражает свою заветную идею о мировом избавлении от зла и горя, о нарождении новой жизни для всего человечества.
А это значит, что мировая война вплотную ставит перед Россией и перед Европой вековечную тему о Востоке и Западе
в новой конкретной
форме.
У Достоевского
в еще более крайней
форме сказалась вражда к католичеству и к Польше.
В польской душе есть страшная зависимость от женщины, зависимость, нередко принимающая отталкивающую
форму, есть судорога и корчи.
Но бытие народов и государств
в истории не сохраняется вечно,
в неподвижных
формах и границах.
Все историческое и мировое
в человеке принимает
форму глубоко индивидуальных инстинктов, индивидуальной любви к своей национальности, к национальному типу культуры, к конкретным историческим задачам.
Там были испытаны многие политические
формы, и
в политической мысли ощутилась исчерпанность.
Идея демократии
в той прямолинейной и упрощенной
форме,
в которой она была у нас принята, породила целый ряд нравственных последствий.
Какой жалкий самообман видеть высшее и лучшее
в отсталых
формах материальной жизни по сравнению с
формами более развитыми, какой материализм
в этом чувствуется!
То, что было вечно
в дубе,
в цветах и шипах, то преобразится и пребудет
в духе, то сохранит свою непреходящую
форму, освобожденную от материальной тяжести и скованности.
С властью объективизма,
в реалистической или идеалистической
форме, порывает лишь экзистенциальная философия, хотя она и принимает разные направления и может срываться
в новую
форму объективизма, как, например, у Хайдеггера при освобождении от старой терминологии.
Человек есть не только конечное существо, как хочет утверждать современная мысль, он есть также бесконечное существо, он есть бесконечность
в конечной
форме, синтез бесконечного и конечного.
Человек с зари своего существования предполагал существование божественного, хотя бы
в самой грубой
форме.
Отождествление царства Духа с царством Кесаря
в той или иной
форме есть ложный монизм, неотвратимо порождающий рабство.
Более был бы приемлем плюрализм, но плюрализм
в обществах буржуазных и капиталистических связан с индивидуализмом и есть прикрытая
форма тирании через капиталистическое господство.
Не будет греховных
форм эксплуатации человека человеком, не будет классов
в том смысле,
в каком они созданы капиталистическим строем.
У людей с древних времен была потребность
в религиозной санкции власти, которая иногда принимала
формы таинства помазания.
Такой системой была прежде всего теократия, и
в необычайно крайней
форме теократия византийская.
До этого люди живут
в гипнозе власти, и это распространяется и на жизнь церкви, которая тоже может оказаться одной из
форм кесарева царства.
Но
в действительности договоры и рациональные объяснения не играют никакой роли, все
формы власти опираются на подсознательные коллективные чувства и страсти, если не опираются на религиозные верования.
Если революция отрицает свободное творчество духовных ценностей, то его отрицала и организованная, затвердевшая
в своих
формах религия прошлого.
Сартр
в своих статьях о литературе иногда говорит то, что
в России
в 60-е годы говорили русские критики Чернышевский, Добролюбов, Писарев, но выражает это
в более утонченной
форме.
Этот процесс экстериоризации человеческого сознания
в разных
формах происходил на протяжении истории.
И
в так называемый индивидуальный, либеральный, буржуазный период истории люди мыслили безлично, судили по своей принадлежности к буржуазному классу, какой-либо
форме индустрии, по обывательскому мнению.
Это отчужденное сознание, опирающееся на подсознательные инстинкты, могло создавать разнообразные, исторические авторитарные
формы, начиная с теократий и абсолютных монархий до якобинской демократии, тоталитарного коммунизма и фашизма
в открытых и прикрытых
формах.
Величайшие подъемы духовного творчества связаны были с признанием существования иного мира, независимо от того,
в какой
форме это признавалось.
И гегелианский исторический оптимизм неприемлем и не оправдан как крайняя
форма универсального детерминизма, отрицающего действие человеческой свободы
в истории.
Но марксизм
в своей исторической
форме подвергает опасности царство Духа, которое, впрочем, подвергалось опасности
в разных
формах в истории.
Этот процесс
в разных
формах уже происходил
в истории человеческих обществ.
Но они также реалисты, и
в качестве реалистов они
в извращенной
форме осуществляют свою утопию.
В мире создается ложная
форма мистики, которую нужно разоблачать.
Ложь коллективизма, натурализма или социализма,
в которых исчезает личность и образ человека, может порождать разнообразные
формы мистики.
В прошлом можно установить три типа мистики: мистика индивидуального пути души к Богу, это наиболее церковная
форма; мистика гностическая, которую не следует отождествлять с гностиками-еретиками первых веков, эта мистика обращена не к индивидуальной только душе, но также к жизни космической и божественной; мистика пророческая и мессианская — это мистика сверхисторическая и эсхатологическая, предела конца.