Неточные совпадения
Задачей
познания не является повторение в форме понятий чего-то уже имеющегося в другом месте, но создание совершенно новой области, дающей лишь совместно с чувственно-данным миром полную
действительность.
Во все времена по-разному философы отстаивали свою самостоятельность и свое противление мировой данности, говоря, что цель их
познания — свобода, а не природа, дух, а не материя, ценность, а не
действительность, смысл, а не необходимость, сущность, а не являющееся.
Познание ценностей, т. е. того, что находится за пределами мировой данности, навязанной
действительности, есть дело философии как творческого искусства, а не как науки, и потому не требует логики
познания ценностей.
Метафизическое интуитивное
познание, по Бергсону, тем и отличается от аналитического научного, что оно проникает в глубь
действительности, отдается ей, в то время как второе своими понятиями делает привнесения, отделяющие от
действительности и оставляющие на большем расстоянии от нее.
При такой теории
познания метафизическое
познание не имеет творческого характера, в нем совершается лишь пассивное приобщение к трансцендентной
действительности.
Интуитивизм и иррационализм для Джемса есть более пассивное и скромное понимание
познания, т. е. отдание себя
действительности, какова она есть.
Метафизическое
познание не может быть пассивным послушанием
действительности, оно может быть лишь творческим актом в подлинной
действительности.
Бергсон признает жизненную иррациональность
действительности и с ней силится привести в соответствие иррациональность в
познании.
Философское
познание не может быть лишь пассивным, послушным отражением бытия, мира,
действительности — оно должно быть активным, творческим преодолением
действительности и преображением мира.
Рационалисты, как и эмпирики, видели в
познании выражение мировой
действительности.
Познание по глубочайшей своей сущности не может быть лишь послушным отражением
действительности, приспособлением к данности — оно есть также активное преображение, осмысливание бытия, торжество в бытии мирового разума, солнечный в нем свет.
Художественное творчество, как и
познание, не есть отражение
действительности, оно всегда есть прибавление к мировой
действительности еще небывшего.
Неточные совпадения
Мысли этого порядка развивались с приятной легкостью, как бы самосильно. Память услужливо подсказывала десятки афоризмов: «Истинная свобода — это свобода отбора впечатлений». «В мире, где все непрерывно изменяется, стремление к выводам — глупо». «Многие стремятся к
познанию истины, но — кто достиг ее, не искажая
действительности?»
В конце XIX и начале XX века считали огромным достижением в
познании человека, в понимании писателей и разгадки написанных ими книг, когда открыли, что человек может скрывать себя в своей мысли и писать обратное тому, что он в
действительности есть.
Но при таком понимании природы
познания знание оказывалось дублированием
действительности, ненужным каким-то ее повторением.
Различие между общим и индивидуальным лежит в самой
действительности, в самом бытии, а не в субъекте, не в механизме
познания — вот ценный вывод Лосского.
Этим нисколько, конечно, не отрицается, что в самой
действительности, в бытии мышление,
познание играет большую роль, возможно даже, что основа бытия есть Разум, Логос.