Цитаты со словом «категория»
После всех критических сомнений новой философии у Когена гносеология превращается в новый род метафизики, наука о
категориях перерождается в науку о сущем и его принципах, как это было уже у Гегеля [У нас крайним сторонником этого перерождения гносеологизма в онтологизм на почве когенианства является Б. Яковенко.
Наука по существу своему и по цели своей всегда познает мир в аспекте необходимости, и
категория необходимости — основная категория научного мышления как ориентирующего приспособления к данному состоянию бытия.
Правда, они силятся повысить в ранге самую науку, признать ее актом творчества и увидеть высший смысл, логос в логических
категориях, которыми наука оперирует.
Нельзя отрицать относительное значение логических
категорий, на которых покоится научное познание, но придавать им высший и абсолютный онтологический смысл есть просто одна из ложных философий, плененных мировой данностью, бытием в состоянии необходимости.
Ласк много места уделяет Плотину, у которого открывает
категории философского познания.
Ласк очень остроумно потребовал логики самой философии, напомнив о том, что кроме логики научного познания, которой почему-то только и занимались философы, должна быть логика самого философского познания и соответствующее учение о
категориях [Книга Ласка «Die Logik der Philosophie und die Katego-rienlehre» — одна из самых интересных в современной философской литературе.
Категорию Geltung Ласк и считает категорией философского познания.].
Но дальше я потребую логики самой логики философии, самого учения о
категориях категорий и о формах форм философского познания [Ласк напрасно пытается отклонить это возражение тем соображением, что «die Form der Form der Form kann ebenso wie die Form der Form nur «Geltung» heissen» (с. 112).
[ «Форма формы формы может быть также названа формой формы, но уже «ценности» (нем.).] Geltung в том случае лишь было бы последним, пресекающим дурной ряд ad infitum, если бы то была не логическая
категория, а творческий акт целостного духа.
Философия может заниматься
категориями научного познания, но категории научного познания не могут заниматься философией.
Философская интуиция предшествует всякой логике и всякому учению о
категориях как изначальная и пользующаяся логикой лишь в качестве своего подчиненного инструмента.
Это послушание необходимости, эта духовная пассивность может получить разные философские формулировки: власть материи и власть идеи, власть ощущений и власть
категорий, власть чувственности и власть рассудка, власть природы с ее неумолимыми законами и власть разума с его нормами.
Критическая философия есть послушное сознание необходимости не природы, а самого сознания, не материи, а разума, есть послушание необходимости через послушание
категориям.
Критицисты пытались признать творческий характер познания, но, в сущности, они перенесли всю необходимость природы в
категории разума и покорились необходимости с другого конца.
Послушание необходимости (природе или
категориям) понимается как интеллектуальная честность и совестливость.
Это и есть панлогизм, т. е. возведение логики и ее
категорий в ранг абсолютного бытия.
Для Гегеля «различные
категории не суть собрания отдельных изолированных идей, которые мы находим в наших умах и которые мы прилагаем к вещам одну за другой, подобно тому как мы стали бы перебирать связку ключей, пробуя их один за другим на многих замках; он пытается доказать, что категории не суть внешние орудия, которыми пользуется разум, но элементы целого или стадии сложного процесса, который в своем единстве есть самый разум» (там же, с. 182).
Вне-антропологическая и под-антропологическая философия не может быть названа творческой философией — в ней нет творца, нет творческого преодоления творящим человеком мировой необходимости, в ней человек приведен в состояние абсолютного послушания
категориям философского познания, стремящегося упразднить человека и себя поставить на его место.
Рационализм и критицизм делают основой философствования тоже частные, хотя и более высокие сферы
категорий разума, по-иному дробя дух человека и пытаясь сделать познание нечеловеческим.
И самый крайний рационалист типа когенского должен признать в
категориях макроантропическую природу бытия.
Гносеологические
категории — категории греха, греховного бытия.
Классицизм и романтизм я здесь беру не как эстетические, литературные
категории, а гораздо шире, как мировые, метафизические категории, распространяемые на все сферы творчества, и на познание, и на нравственную жизнь, и на все.
Свобода не может быть рационализирована, она не поддается познанию рассудочными
категориями, но в ней живет божественный разум.
Гений-творец никогда не отвечает требованиям «мира», никогда не исполняет заказов «мира», он не подходит ни к каким «мирским»
категориям.
С философской точки зрения должна быть отброшена
категория «естественности» как критерий добра и зла.
Категории пола — мужское и женское — категории космические, не только антропологические.
Ибо, поистине, половая любовь не вмещается ни в
категорию семьи, ни в категорию аскетизма, ни в категорию разврата.
Любовь не вмещается в
категорию семьи, не вмещается ни в какие категории, не вмещается в «мир».
Буржуазность — основная моральная
категория.
В его книге «Exégèse des lieux Communs» есть проблески настоящей гениальности и буржуазность глубоко вскрывается как религиозно-метафизическая
категория [«Exégèse des Lieux communs» Л. Блуа есть гениально смелое исследование общих мест той мудрости, которой живет буржуа.].
Категории рыцарства и буржуазности — категории религиозно-метафизические, а не социально-исторические, они пребывают в меняющихся одеяниях разных времен.
Категории аристократизма и плебейства — не социологические категории и не связаны с буржуазным иерархизмом этого мира.
Новая, творческая религиозная общественность — и не теократия, и не анархизм, и не государственность, и не социализм; она невыразима в
категориях «мира», непереводима на язык физического плана жизни.
Этим, конечно, не отрицается великая правда негативной теологии: неприменимость к Божеству никаких
категорий.
В оккультизме обычно преобладает мистическая
категория священства над мистической категорией пророчества.
Цитаты из русской классики со словом «категория»
К таким реальностям и ценностям принадлежит национальность, которая есть
категория конкретно-историческая, а не отвлеченно-социологическая.
Кроме того, понятие «трансцендентное» соотносится у Канта с понятием «трансцендентальное»; к последнему он относит все формальные предпосылки познания (априорные формы чувственности: пространство и время;
категории рассудка: субстанция, причинность и т. д.), хотя сам Кант иногда допускал смешение понятий «трансцендентное» и «трансцендентальное».
Само разделение на субъект и объект, из которого вырастает гносеологическая проблема, само аналитическое нахождение в субъекте различных формальных
категорий есть уже результат рационалистической отвлеченности, неорганичности мышления, болезненной разобщенности с живым бытием.
Масса есть
категория количества, и она не определяется высшими качествами и ценностями.
К интеллигенции же причисляло себя и довольное количество ссыльных, большая часть которых принадлежала к
категории «политических».
Ассоциации к слову «категория»
Синонимы к слову «категория»
Предложения со словом «категория»
- Вероятнее всего, он найдёт людей с администраторскими способностями в своих советах, а не хороших политических деятелей или солдат, и поэтому он должен обладать качествами последних двух категорий людей.
- Эти две категории людей по-разному смотрят на мир, интерпретируют происходящее вокруг и строят отношения.
- Если вы видите, что вас достали, проели, надо просто устраниться от контакта, так как у вас слишком разные весовые категории.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «категория»
Значение слова «категория»
КАТЕГО́РИЯ, -и, ж. 1. Филос. Понятие, отражающее наиболее общие свойства и связи явлений материального мира. Категория времени. Категория причинности. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова КАТЕГОРИЯ
Афоризмы русских писателей со словом «категория»
- Кто скажет что-нибудь в защиту зависти? Это чувство дрянной категории…
- Под посредственностью обычно понимают людей рядовых и обыкновенных. Между тем обыкновенность есть живое качество, идущее изнутри и во многом, как это ни странно, отдаленно подобное дарованию. Всего обыкновеннее гениальные люди… И еще обыкновеннее, захватывающе обыкновенна — природа. Необыкновенна только посредственность, то есть та категория людей, которую составляет так называемый «интересный человек». С древнейших времен он гнушался делом и паразитировал на гениальности, принимая ее как какую-то лестную исключительность, между тем как гениальность есть предельная и порывистая, воодушевленная собственной бесконечностью правильность.
- Честность, искренность, любовь — это не политические категории. В политике есть только одно: политический расчет.
- (все афоризмы русских писателей)
Дополнительно