В последнее время я опять остро чувствую два начала в себе: с одной стороны, аристократическое начало, аристократическое
понимание личности и творческой свободы; с другой стороны, сильное чувство исторической судьбы, не допускающее возврата назад, и социалистические симпатии, вытекающие из религиозного источника.
Очень важно для
понимания личности всегда помнить, что личность прежде всего определяется не по отношению к обществу и космосу, не по отношению к миру, порабощенному объективацией, а по отношению к Богу и в этом сокровенном внутреннем отношении она черпает силы для свободного отношения к миру и человеку.
Основное противоречие моего мнения о социальной жизни связано с совмещением во мне двух элементов — аристократического
понимания личности, свободы и творчества и социалистического требования утверждения достоинства каждого человека, самого последнего из людей и обеспечения его права на жизнь.
Неточные совпадения
Коллективизм глубоко противоположен
пониманию социализма, как превращения человека из объекта в субъект, он именно имеет тенденцию превращать человеческую
личность в объект.
Формалистам, вечно находящимся в мире отвлеченном, уступка
личностью ничего не значит, и потому они через такую уступку ничего не приобретают; они забывают жизнь и деятельность; лиризм и страстность их удовлетворяются отвлеченным
пониманием, оттого им не стоит ни труда, ни страданий пожертвовать личным благом своим.
Люди Запада давно уже доросли до
понимания планетарного смысла труда, для них деяние — начало, единственно способное освободить человека из плена древних пережитков, из-под гнета условий, стесняющих свободу духовного роста
личности.
Понимание человеческой
личности, как микрокосма, противоположно
пониманию органически-иерархическому, которое превращает человек в подчиненную часть целого, общего, универсального.
Единственно приемлемый, не рабий смысл слова «соборность» — это
понимание её как внутреннего конкретного универсализма
личности, а не как отчуждения совести в какой-либо внешний коллектив.