Неточные совпадения
Особенное значение XIX в. определяется тем, что, после долгого безмыслия,
русский народ, наконец, высказал себя в слове и
мысли и сделал это в очень тяжелой атмосфере отсутствия свободы.
Высказывалась
мысль, что перевод Священного Писания Кириллом и Мефодием на славянский язык был неблагоприятен для развития
русской умственной культуры, ибо произошел разрыв с греческим и латинским языком.
Эти разные начала
русской религиозности будут сказываться и в
мысли XX в.
Этот вольтерианский налет оставался в известной части
русского дворянства и весь XIX в., когда у нас появились уже более самостоятельные и глубокие направления
мысли.
Только в XIX в.
русские по-настоящему научились
мыслить.
В XVIII в. в
русской душе, получившей прививку западной
мысли, происходила борьба Сен-Мартена и Вольтера.
Русский романтизм был в значительной степени результатом этой невозможности активной
мысли и деятельности.
Русские искали в западной
мысли прежде всего сил для изменения и преображения собственной неприглядной действительности, искали прежде всего ухода из настоящего.
Русская творческая
мысль начала раскрываться в атмосфере германского идеализма и романтизма.
В
русской философской
мысли будут преобладать мотивы религиозные, моральные и социальные.
Русская самобытная
мысль пробудилась на проблеме историософической.
Мысли Чаадаева о
русской истории, о прошлом России выражены с глубокой болью, это крик отчаяния человека, любящего свою родину.
Славянофилы не поняли неизбежности реформы Петра для самой миссии России в мире, не хотели признать, что лишь в петровскую эпоху стали возможны в России
мысль и слово, и
мысль самих славянофилов, стала возможна и великая
русская литература.
Но славянофилы поставили перед
русским сознанием задачу преодоления абстрактной
мысли, перехода к конкретности, требование познания не только умом, но также чувством, волей, верой.
Высказываются очень ценные
мысли, характерные для стремлений лучших
русских людей XIX в., и эти
мысли неверно применяются к истории.
«Где, в каком углу современного Запада найдете вы такие группы отшельников
мысли, схимников науки, фанатиков убеждений, у которых седеют волосы, а стремления вечно юны?» Это и есть
русская интеллигенция.
Очерк из истории
русской религиозной
мысли».].
Я во Франции — француз, с немцами — немец, с древним греком — грек и, тем самым, наиболее
русский, тем самым я настоящий
русский и наиболее служу для России, ибо выставляю главную ее
мысль».
Гегель был для
русских вершиной человеческой
мысли, и у него искали разрешения всех мировых вопросов.
Он влиял на
русскую философскую, религиозную и социальную
мысль.
Зачем заботиться о приобретении познаний, когда наша жизнь и общество в противоборстве со всеми великими идеями и истинами, когда всякое покушение осуществить какую-нибудь
мысль о справедливости, о добре, о пользе общей клеймится и преследуется, как преступление?» «Везде насилия и насилия, стеснения и ограничения, — нигде простора бедному
русскому духу.
Гоголь — одна из самых трагических фигур в истории
русской литературы и
мысли.
Мысль Вл. Соловьева входит в
русскую диалектику о человеке и человечности и неотделима от нее.
В
русской христианской
мысли XIX в. — в учении о свободе Хомякова, в учении о Богочеловечестве Вл. Соловьева, во всем творчестве Достоевского, в его гениальной диалектике о свободе, в замечательной антропологии Несмелова, в вере Н. Федорова в воскрешающую активность человека приоткрывалось что-то новое о человеке.
Устанавливают три периода
русской социалистической
мысли.
Типичный народник по своему социальному миросозерцанию, он остался индивидуальной и оригинальной фигурой в истории
русской социальной
мысли.
Центральной фигурой в
русской социальной
мысли 60-х годов был Н. Г. Чернышевский, он был идейным вождем.
Михайловский был общественник и
мыслил общественно, как и вся левая
русская интеллигенция.
На
русской социально-революционной
мысли лежала печать своеобразного аскетизма.
В
русскую идею Л. Толстой входит, как очень важный элемент, без которого нельзя
мыслить русского призвания.
Вся
мысль его есть эстетическая реакция против
русского народничества,
русского освободительного движения,
русского искания социальной правды,
русского искания Царства Божьего.
Русская литература и
мысль носила в значительной степени обличительный характер.
Этот аргумент, связанный с тем, что в
русском сознании и
мысли XIX в. было меньше связанности с тяжестью истории и традиции, ничего не доказывает.
Уже в конце века и в начале нового века странный мыслитель Н. Федоров,
русский из
русских, тоже будет обосновывать своеобразный анархизм, враждебный государству, соединенный, как у славянофилов, с патриархальной монархией, которая не есть государство, и раскроет самую грандиозную и самую радикальную утопию, какую знает история человеческой
мысли.
Религиозная тема. Религиозный характер
русской философии. Разница между богословием и религиозной философией. Критика западного рационализма. Философские идеи Киреевского и Хомякова. Идея соборности. Владимир Соловьев. Эротика. Интуиция всеединства. Бытие и сущее. Идея богочеловечества. Учение о Софии. «Смысл любви». Религиозная философия Достоевского и Л. Толстого.
Русская религиозная
мысль в духовных академиях. Архиепископ Иннокентий. Несмелов. Тареев.
Русская религиозная философия пробудилась от долгого сна
мысли вследствие толчков, полученных от германской философии, главным образом от Шеллинга и Гегеля.
Но
русская религиозная философия находила себя и определяла себя по противоположению западной
мысли.
Но оригинальной особенностью
русской религиозной и философской
мысли нужно признать ее тоталитарный характер, ее искание целостности.
Козлов и Лопатин свидетельствуют о том, что в России была самостоятельная философская
мысль, но они не представляют оригинальной
русской философии, всегда тоталитарной по постановке проблем, всегда соединяющей теоретический и практический разум, всегда окрашенной религиозно.
Но богословствование Хомякова имело свои границы, многих вопросов, которые потом поднимала
русская религиозно-философская
мысль, он не затрагивает, например, проблему космологическую.
Интересно отметить, что в
русской религиозно-философской и богословской
мысли совсем не было идеи натуральной теологии, которая играла большую роль в западной
мысли.
Философия истории связана для него с учением о Богочеловечестве, что и есть главная его заслуга перед
русской религиозно-философской
мыслью.
Русская религиозно-философская
мысль в своих лучших представителях решительно борется против всякого юридического истолкования тайны христианства, и это входит в
русскую идею.
И в этом он выходит за пределы исторического христианства, как и все оригинальные течения
русской религиозной
мысли.
Русские течения религиозной
мысли,
русские религиозные искания начала XX в. будут продолжать профетическое служение Вл. Соловьева.
Но главные фигуры в
русской религиозной
мысли и религиозных исканиях XX в. не философы, а романисты — Достоевский и Л. Толстой.
Новым у него был исключительный интерес к вопросу об отношении православия к современности, так и называется одна из его книг [См. его книги «Об отношении православия к современности» и «О современных потребностях
мысли и жизни, особенно
русской».].
Русской религиозной
мысли вообще была свойственна идея продолжающегося боговоплощения, как и продолжающегося в явлении Христа миротворения.
Это — отличие
русской религиозной
мысли от западной.
Иногда кажется, что монархизм был защитным цветом
русской христианской
мысли XIX в.
Неточные совпадения
Таковы-то были
мысли, которые побудили меня, смиренного городового архивариуса (получающего в месяц два рубля содержания, но и за всем тем славословящего), ку́пно [Ку́пно — вместе, совместно.] с троими моими предшественниками, неумытными [Неумы́тный — неподкупный, честный (от старого
русского слова «мыт» — пошлина).] устами воспеть хвалу славных оных Неронов, [Опять та же прискорбная ошибка.
Он не мог согласиться с этим, потому что и не видел выражения этих
мыслей в народе, в среде которого он жил, и не находил этих
мыслей в себе (а он не мог себя ничем другим считать, как одним из людей, составляющих
русский народ), а главное потому, что он вместе с народом не знал, не мог знать того, в чем состоит общее благо, но твердо знал, что достижение этого общего блага возможно только при строгом исполнении того закона добра, который открыт каждому человеку, и потому не мог желать войны и проповедывать для каких бы то ни было общих целей.
Левин видел, что в вопросе этом уже высказывалась
мысль, с которою он был несогласен; но он продолжал излагать свою
мысль, состоящую в том, что
русский рабочий имеет совершенно особенный от других народов взгляд на землю. И чтобы доказать это положение, он поторопился прибавить, что, по его мнению, этот взгляд
Русского народа вытекает из сознания им своего призвания заселить огромные, незанятые пространства на востоке.
— Каждый член общества призван делать свойственное ему дело, — сказал он. — И люди
мысли исполняют свое дело, выражая общественное мнение. И единодушие и полное выражение общественного мнения есть заслуга прессы и вместе с тем радостное явление. Двадцать лет тому назад мы бы молчали, а теперь слышен голос
русского народа, который готов встать, как один человек, и готов жертвовать собой для угнетенных братьев; это великий шаг и задаток силы.
Русские барышни большею частью питаются только платоническою любовью, не примешивая к ней
мысли о замужестве; а платоническая любовь самая беспокойная.