Он говорил враждебно и даже пренебрежительно о «новом
религиозном сознании», но он все-таки слишком производит впечатление современника Д. Мережковского, Вяч.
Неточные совпадения
Так было в народе, так будет в русской революционной интеллигенции XIX в., тоже раскольничьей, тоже уверенной, что злые силы овладели церковью и государством, тоже устремленной к граду Китежу, но при ином
сознании, когда «нетовщина» распространилась на самые основы
религиозной жизни.
Белинский не понимал
религиозной проблемы Гоголя, это было вне пределов его
сознания.
Именно русскому
сознанию свойственно было сомнение
религиозное, моральное и социальное в оправданности творчества культуры.
Отсюда гуманизм, который в
сознании может быть не христианским и антихристианским, приобретает
религиозный смысл, без него цели христианства не могли бы осуществиться.
Социальная тема оставалась в России
религиозной темой и при атеистическом
сознании.
Для русского
сознания XIX в. характерно, что русские безрелигиозные направления — социализм, народничество, анархизм, нигилизм и самый наш атеизм — имели
религиозную тему и переживались с
религиозным пафосом.
Высокая оценка Толстого в истории русской идеи совсем не означает принятия его
религиозной философии, которую я считаю слабой и неприемлемой с точки зрения христианского
сознания.
В таком чисто монистическом, монофизитском
религиозном сознании не может быть пророчеств о новой жизни, новой мировой эпохе, о новой земле и новом небе, нет исканий нового града, столь характерных для славянства.
Все технические, экономические, политические, медицинские и в лучшем, светлом смысле магические способы противодействия злым силам в свете
религиозного сознания не отбрасываются, а лишь претворяются.
Психология народных обрядов коренится в религиозном миросозерцании. Заклинающий человек властен над природой, она служит только ему; оттого он сам чувствует себя богом. Это подтверждается массой фактов, собранных о людях-богах. Состояние сознания заклинающего природу, по словам Е. В. Аничкова, еще не религия, но то смутное мировоззрение, в котором таились уже зачатки религии. Заклинание — это древнейшая форма
религиозного сознания. [Там же, стр. 38–39]
Неточные совпадения
Религиозные корни мессианизма — в мессианском
сознании еврейского народа, в его
сознании себя избранным народом Божиим, в котором должен родиться Мессия, Избавитель от всех зол, создающий блаженное царство Израиля.
И в христианском мире возможен пророческий мессианизм,
сознание исключительного
религиозного призвания какого-нибудь народа, возможна вера, что через этот народ будет сказано миру слово нового откровения.
Идея демократии была осознана и формулирована в такую историческую эпоху, когда
религиозное и философское
сознание передовых слоев европейского человечества было выброшено на поверхность и оторвано от глубины, от духовных истоков человека.
Религиозное же
сознание должно бороться с этими разлагающими и обессиливающими теориями социальной среды во имя творческой активности человека, во имя его высшей свободы, во имя высшего смысла жизни.
Христианское мессианское
сознание не может быть утверждением того, что один лишь русский народ имеет великое
религиозное призвание, что он один — христианский народ, что он один избран для христианской судьбы и христианского удела, а все остальные народы — низшие, не христианские и лишены
религиозного призвания.