Неточные совпадения
При этом живая человеческая
личность оказывается раздавленной, от нее отнимается все богатство содержания
жизни во имя божества — революции.
Он, во всяком случае, всегда стремился к осуществлению христианской правды не только в
жизни личной, но и в
жизни общественной и резко восставал против дуализма, который признавал евангельскую мораль для
личности, для общества же допускал мораль звереподобную.
Оправдание культуры. Различение культуры и цивилизации. Культура конца. Русский нигилизм: Добролюбов, Писарев. Аскетические, эсхатологические и моралистические элементы в нигилизме. Культ естественных наук. Противоречие между принципом
личности и материализмом. Противоположение совершенной культуры и совершенной
жизни. Л. Толстой. Опрощение Толстого и Руссо. К. Леонтьев и его отношение к культуре.
Он проповедовал свободу
личности и ее право на полноту
жизни, он требовал, чтобы
личность возвысилась над социальной средой, над традициями прошлого.
Но положительно, могут ли дать эти теории что-нибудь для защиты
личности от порабощения природной и социальной средой, для достижения полноты
жизни?
Утилитарное обоснование морали, которое соблазнило нигилистов, совсем не благоприятно свободе
личности и совсем не оправдывает стремления к полноте
жизни, к возрастанию
жизни в ширину и глубину.
Но охрана
жизни и благополучия может противоречить свободе и достоинству
личности.
Борец за
личность Писарев отрицал творческую полноту
личности, полноту ее духовной и даже душевной
жизни, отрицал право на творчество в философии, в искусстве, в высшей духовной культуре.
В
личности, в личном сознании, которое для него есть животное сознание, он видит величайшее препятствие для осуществления совершенной
жизни, для соединения с Богом.
Оценка должна быть связана с его
личностью в целом, с его путем, его исканием, с его критикой злой исторической действительности, грехов исторического христианства, с его жаждой совершенной
жизни.
Вл. Соловьев устанавливает противоположность между перспективой вечной
жизни для
личности и перспективой родовой, в которой рождение новой
жизни ведет к смерти предшествующих поколений.
— Теперь дело ставится так: истинная и вечная мудрость дана проклятыми вопросами Ивана Карамазова. Иванов-Разумник утверждает, что решение этих вопросов не может быть сведено к нормам логическим или этическим и, значит, к счастью, невозможно. Заметь: к счастью! «Проблемы идеализма» — читал? Там Булгаков спрашивает: чем отличается человечество от человека? И отвечает: если
жизнь личности — бессмысленна, то так же бессмысленны и судьбы человечества, — здорово?
Неточные совпадения
Томилин «беспощадно, едко высмеивал тонко организованную
личность, кристалл, якобы способный отразить спектры всех огней
жизни и совершенно лишенный силы огня веры в простейшую и единую мудрость мира, заключенную в таинственном слове — бог».
— Зря ты, Клим Иванович, ежа предо мной изображаешь, — иголочки твои не страшные, не колют. И напрасно ты возжигаешь огонь разума в сердце твоем, — сердце у тебя не горит, а — сохнет. Затрепал ты себя — анализами, что ли, не знаю уж чем! Но вот что я знаю: критически мыслящая
личность Дмитрия Писарева, давно уже лишняя в
жизни, вышла из моды, — критика выродилась в навязчивую привычку ума и — только.
— Роль
личности он отрицал, будучи марксистом, а затем, как тебе известно, перекрестился в идеализм, а идеализм без индивидуализма не бывает, а индивидуализм, отрицающий роль
личности в
жизни, — чепуха! Невозможен…
А минутами ему казалось, что он чем-то руководит, что-то направляет в
жизни огромного города, ведь каждый человек имеет право вообразить себя одной из тех
личностей, бытие которых окрашивает эпохи. На собраниях у Прейса, все более многолюдных и тревожных, он солидно говорил:
— Вот, я даже записала два, три его парадокса, например: «Торжество социальной справедливости будет началом духовной смерти людей». Как тебе нравится? Или: «Начало и конец
жизни — в
личности, а так как
личность неповторима, история — не повторяется». Тебе скучно? — вдруг спросила она.