Неточные совпадения
Оба направления
в своей исторической
форме устарели и могут считаться преодоленными, но самая тема остается.
В новых
формах она вызывает страсти и
в XX
в.
Аксаков, — души убивают, заменяясь усовершенствованием государственных
форм, полицейским благоустройствием; совесть заменяется законом, внутренние побуждения — регламентом, даже благотворительность превращается
в механическое дело; на Западе вся забота о государственных
формах».
Это, конечно, не значит, что призвание России
в мире, мессианизм русского народа связаны с отсталой
формой экономической общины.
Герцен так мотивировал свое неверие
в высший смысл жизни, как делалось значительно позже и более утонченными
формами мысли.
Несостоятелен панславизм
в этой
форме,
в которой он его утверждал, и ложна его идея русского Константинополя.
Вот как выражает Белинский свою социальную утопию, свою новую веру: «И настанет время, — я горячо верю этому, настанет время, когда никого не будут жечь, никому не будут рубить головы, когда преступник, как милости и спасения, будет молить себе конца, и не будет ему казни, но жизнь останется ему
в казнь, как теперь смерть; когда не будет бессмысленных
форм и обрядов, не будет договоров и условий на чувства, не будет долга и обязанностей, и воля будет уступать не воле, а одной любви; когда не будет мужей и жен, а будут любовники и любовницы, и когда любовница придет к любовнику и скажет: „я люблю другого“, любовник ответит: „я не могу быть счастлив без тебя, я буду страдать всю жизнь, но ступай к тому, кого ты любишь“, и не примет ее жертвы, если по великодушию она захочет остаться с ним, но, подобно Богу, скажет ей: хочу милости, а не жертв…
На почве русского православия, взятого не
в его официальной
форме, быть может, возможно раскрытие нового учения о человеке, а значит, и об истории и обществе.
Выражено
в крайней
форме, но тут «нигилист» Писарев был ближе к Евангелию, чем «империалист», хотя бы и православный, считающий конечной целью могущество государства.
Но
в 70-е годы были
формы народничества, которые требовали от интеллигенции полного отречения от культурных ценностей не только во имя блага народа, но и во имя мнений народа, эти
формы народничества не защищали личности.
В 70-е годы существовали религиозные братства, и они тоже представляли одну из
форм народничества.
Его большой заслугой было обличение неправды национализма, когда
в 80-е годы он у нас принял зоологические
формы.
Вл. Соловьев был представитель русского универсализма и
в более очищенной
форме, чем близкий ему Достоевский.
В этом от него очень отличался К. Леонтьев, который как раз утверждал
в крайней
форме такой моральный дуализм.
Это и имел
в виду Шпенглер, когда сказал, что Россия есть апокалиптический бунт против античности, т. е. против совершенной
формы, совершенной культуры [См.: О. Spengler. «Der Untergang des Abendlandes».
Любопытно, что классическое образование
в той
форме,
в какой его насаждал министр народного просвещения гр. Д. Толстой, носило явно реакционный характер,
в то время как на Западе оно носило прогрессивный характер и поддерживало гуманистическую традицию.
Весь XIX
в. интеллигенция борется с империей, исповедует безгосударственный, безвластный идеал, создает крайние
формы анархической идеологии.
Бакунин от гегелевского идеализма переходит к философии действия, к революционному анархизму
в наиболее крайних
формах.
И
в этом виноваты не только безбожники, но еще более те, которые пользовались верой
в Бога для низших и корыстных земных целей, для поддержания злых
форм государства.
Но
в сознании это принимало
формы, не выдерживающие критики и часто нелепые.
Анархизм
в русских
формах остается темой русского сознания и русских исканий.
В том же направлении будет двигаться философия Вл. Соловьева, но
в более рациональной
форме, и особенно философия кн.
Искушение же
в том, что зло принимает
форму добра.
Даже юдаизм и магометанство не являются таким трансцендентизмом
в крайней его
форме.
Но, тем не менее, соловьевское учение о Богочеловечестве есть оригинальный плод русской мысли, этого учения
в такой
форме нет ни у Шеллинга, ни у других представителей западной мысли.
Будучи монахом и архимандритом, он пережил духовный кризис, усомнился
в своем монашеском призвании и
в традиционных
формах аскезы, ушел из монашества, но остался горячо верующим православным.
Евангельская вера — абсолютная
форма религии и погружена
в безграничную свободу.
И
в русском коммунизме,
в который перешла русская мессианская идея
в безрелигиозной и антирелигиозной
форме, произошло то же извращение русского искания царства правды волей к могуществу.
Вообще у русских было сравнительно слабо иерархическое чувство, или оно существовало
в отрицательной
форме низкопоклонства, т. е. опять-таки порока, а не добродетели.
Русский народ
в глубоких явлениях своего духа — наименее мещанский из народов, наименее детерминированный, наименее прикованный к ограниченным
формам быта, наименее дорожащий установленными
формами жизни.
Но католическая и протестантская мысль
в официальных своих
формах очень мало интересовалась этими проблемами во всей их глубине, вне вопросов церковно-организационных и педагогически-водительствующих.
Русская идея создавалась
в разных
формах в XIX
в.
Это ожидание принимало
в России разнообразные
формы, иногда очень несовершенно выраженные.
Языческий космизм, хотя и
в очень преображенной
форме, преобладал над христианским персонализмом.
Характерно, что
в книге, которая представляет целую богословскую систему, хотя и не
в систематической
форме, почти совсем нет Христа.
Они начали утверждать
форму диалектического материализма,
в которой исчезает детерминизм, раньше столь бросавшийся
в глаза
в марксизме; почти исчезает и материя, которой приписываются духовные качества — возможность самодвижения изнутри, внутренняя свобода и разумность.
Дионисическое начало прорывалось и там, и там, хотя и
в разных
формах.
Но
в русском сознании эсхатологическая идея принимает
форму стремления ко всеобщему спасению.
Если брать православие не
в его официальной, казенной, извращенной
форме, то
в нем больше свободы, больше чувства братства людей, больше доброты, больше истинного смирения, меньше властолюбия, чем
в христианстве западном.