Цитаты со словосочетанием «в теме»
История русского народа одна из самых мучительных историй: борьба с татарскими нашествиями и татарским игом, всегдашняя гипертрофия государства, тоталитарный режим Московского царства, смутная эпоха, раскол, насильственный характер петровской реформы, крепостное право, которое было самой страшной язвой русской жизни, гонения на интеллигенцию, казнь декабристов, жуткий режим прусского юнкера Николая I, безграмотность народной массы, которую держали
в тьме из страха, неизбежность революции для разрешения конфликтов и противоречий и ее насильственный и кровавый характер и, наконец, самая страшная в мировой истории война.
Духовный провал идеи Москвы, как Третьего Рима, был именно
в том, что Третий Рим представлялся, как проявление царского могущества, мощи государства, сложился как Московское царство, потом как империя и, наконец, как Третий Интернационал.
В основу раскола легло сомнение
в том, что русское царство, Третий Рим, есть истинное православное царство.
Значение левого крыла раскола — беспоповства —
в том, что он сделал русскую мысль свободной и дерзновенной, отрешенной и обращенной к концу.
Было что-то роковое
в том, что в это время отвратительные обскуранты Рунич и Магницкий были мистико-идеалистического направления.
Высший слой русской гвардии, наиболее культурный
в то время, проявил большое бескорыстие.
Пестель был сторонник республики через диктатуру,
в то время как Северное общество было против диктатуры.
Пушкин утверждал творчество человека, свободу творчества,
в то время как на другом полюсе в праве творчества усомнятся Гоголь, Л. Толстой и другие.
Трагедия русского народа
в том, что русская власть не была верна этим словам.
Много даров было дано
в то время русским.
Западники целиком приняли реформу Петра и будущее России видели
в том, чтобы она шла западным путем.
В то время влияние Гегеля было так велико, что, по мнению Ю. Самарина, судьба православной церкви зависела от судьбы гегелевской философии.
Русский народ самый не воинственный, миролюбивый народ, но
в то же время этот народ должен господствовать в мире.
Провидение до сего времени хранило Русскую Церковь, и она не была вовлечена
в тот процесс, происходящий в Европе, результатом которого стала дехристианизация в науке и в гражданском обществе.
И
в том и в другом случае было стремление к целостному, тоталитарному миросозерцанию, к соединению философии с жизнью, теории с практикой.
Грановский хочет остаться верен идеализму, дорожит верой в бессмертие души, он противник социализма, думая, что социализм враждебен личности,
в то время как Герцен и Белинский переходят к социализму и атеизму.
После опыта Герцена западничество
в том виде, в каком оно было в 40-е годы, стало невозможным.
Особенность Герцена была
в том, что истина представлялась ему печальной, в его миросозерцании был пессимистический элемент.
Дорогие там лежат покойники, каждый камень над ними гласит о такой горячей минувшей жизни, о такой страстной вере в свой подвиг, в свою истину, в свою борьбу и свою науку, что я знаю заранее, паду на землю и буду целовать эти камни и плакать над ними —
в то же время убежденный всем сердцем своим в том, что все это уже давно кладбище и никак не более».
Русские прогрессисты-революционеры сомневались в оправданности прогресса, сомневались
в том, что грядущие результаты прогресса могут искупить страдания и несправедливости прошлого.
Гениальность его темы, порождающей все противоречия, была
в том, что человек берется как бы выпавшим из миропорядка.
Трагедия Гоголя была
в том, что он никогда не мог увидеть и изобразить человеческий образ, образ Божий в человеке.
Настанет год — России черный год, —
Когда царей корона упадет,
Забудет чернь к ним прежнюю любовь,
И пища многих будет смерть и кровь;
Когда детей, когда невинных жен
Низвергнутый не защитит закон;
Когда чума от смрадных мертвых тел
Начнет бродить среди печальных сел,
Чтобы платком из хижин вызывать;
И станет глад сей бедный край терзать,
И зарево окрасит волны рек: —
В тот день явится мощный человек,
И ты его узнаешь и поймешь,
Зачем в руке его булатный нож.
Смелость и радикализм мысли К. Леонтьева
в том, что он осмеливается признаться в том, в чем другие не осмеливаются признаться.
Остается вечной истиной, что человек
в том лишь случае сохраняет свою высшую ценность, свою свободу и независимость от власти природы и общества, если есть Бог и Богочеловечество.
Это выражалось уже
в том, что русский народ не знал римских понятий о собственности.
В 1849 г. петрашевцы, как их называли, были арестованы, двадцать один человек были приговорены к смертной казни,
в том числе Достоевский, с заменой каторгой.
Так как действительно нравственного начала во всем этом нет, то и место лица
в той или другой стороне определяется внешними условиями состояния, общественного положения.
Он пишет в статье «Реалисты»: «Конечная цель всего нашего мышления и всей деятельности каждого честного человека все-таки состоит
в том, чтобы разрешить навсегда неизбежный вопрос о голодных и раздетых людях; вне этого вопроса нет решительно ничего, о чем бы стоило заботиться, размышлять и хлопотать».
Народничество Михайловского выражалось
в том, что он утверждал совпадение интересов личности и народа, личности и труда.
Народничество Лаврова выражалось, главным образом,
в том, что он признает вину интеллигенции перед народом и требует уплаты долга народу.
Любопытно, что классическое образование
в той форме, в какой его насаждал министр народного просвещения гр. Д. Толстой, носило явно реакционный характер, в то время как на Западе оно носило прогрессивный характер и поддерживало гуманистическую традицию.
У нигилистов было подозрительное отношение к высокой культуре, но был культ науки, т. е. естественных наук, от которых ждали решения всех вопросов. Сами нигилисты не сделали никаких научных открытий. Они популяризировали естественно-научную философию, т. е.
в то время материалистическую философию.
В вульгарном, философски полуграмотном материализме Бюхнера и Молешотта находили опору для освобождения человека и народа,
в то время как освобождать может лишь дух, материя же может лишь порабощать.
Но и
в том и в другом случае наука и философия не рассматривались по существу, а лишь как орудия.
Огромная разница еще
в том, что в то время как Руссо не остается в правде природной жизни и требует социального контракта, после которого создается очень деспотическое государство, отрицающее свободу совести, Толстой не хочет никакого социального контракта и хочет остаться в правде божественной природы, что и есть исполнение закона Бога.
И поразительно, что
в то время как нехристиане и, во всяком случае, неправославные христиане каялись и мучились, православные христиане не хотят каяться.
Анархизм Бакунина противоречив
в том отношении, что он не отрицает последовательно насилия и власти над человеком.
Толстой требовал абсолютного сходства средств с целями,
в то время как историческая жизнь основана на абсолютном несходстве средств с целями.
При всей значительности толстовской темы ошибка была
в том, что Толстой, как будто, не интересовался теми, над кем совершается насилие и кого нужно защитить от насилия.
Поэтому Великий Инквизитор упрекает Христа
в том, что Он поступал как бы не любя человека, возложив на него бремя свободы.
Русская мысль по своей интенсии была слишком тоталитарной, она не могла оставаться отвлеченно-философской, она хотела быть
в то же время религиозной и социальной, в ней был силен моральный пафос.
Религиозный характер русских течений выражался уже
в том, что более всего мучила проблема теодицеи, проблема существования зла.
В том же направлении будет двигаться философия Вл. Соловьева, но в более рациональной форме, и особенно философия кн.
Не авторитет, а истина, и
в то же время жизнь христианина, внутренняя жизнь его».
Но беда
в том, что официальное православное богословие склонялось к признанию авторитета епископата, в противоположность авторитету папы.
Вера в Бога есть вера
в то, что добро есть, что оно сущее.
Искушение же
в том, что зло принимает форму добра.
Я употребляю слово утопия не в порицательном смысле, наоборот, я вижу большую заслугу Вл. Соловьева
в том, что он хотел социального и космического преображения.
Парадокс свободы
в том, что она может переходить в рабство.
Неточные совпадения
Противоречивость и сложность русской души, может быть, связана с
тем, что
в России сталкиваются и приходят во взаимодействие два потока мировой истории — Восток и Запад.
Таким веком я буду считать XIX
в., век мысли и слова и вместе с
тем век острого раскола, столь для России характерного, как внутреннего освобождения и напряженных духовных и социальных исканий.
Особенное значение XIX
в. определяется
тем, что, после долгого безмыслия, русский народ, наконец, высказал себя
в слове и мысли и сделал это
в очень тяжелой атмосфере отсутствия свободы.
То, что называли у нас двоеверием, т. е. соединение православной веры с языческой мифологией и народной поэзией, объясняет многие противоречия
в русском народе.
То же мы видим
в народных мистических сектах, например
в хлыстовстве.
Вместе с
тем в русской религиозности всегда был силен эсхатологический элемент.
В духовных стихах Русь — вселенная, русский царь — царь над царями, Иерусалим
та же Русь, Русь там, где истина веры.
Это все
та же двойственность, которая была и
в древнееврейском мессианизме.
Впрочем,
то же случилось и с первым и вторым Римом, которые очень мало осуществляли христианство
в жизни.
И вместе с
тем в этом тоталитарном царстве не было цельности, оно было чревато разнообразными расколами.
В действительности,
то был век смуты и раскола.
Но вместе с
тем казацкая вольница,
в которой было несколько слоев, представляла анархический элемент
в русской истории,
в противовес государственному абсолютизму и деспотизму.
Так же
в жизни религиозной многие секты и ереси были уходом из официальной церковности,
в которой был
тот же гнет, что и
в государстве, и духовная жизнь омертвела.
Та же правда была
в уходе Л. Толстого.
И
в расколе сказалось и
то и другое.
И вместе с
тем в нем пробуждалась стихия дикого зверя.
Если уже Московское царство вызвало религиозные сомнения
в русском народе,
то эти сомнения очень усилились относительно петровской империи.
Петру приходилось работать и производить реформы
в страшной
тьме,
в атмосфере обскурантизма, он был окружен ворами.
То же самое думал Победоносцев
в конце XIX
в. и
в начале XX
в.
Когда Александру I испуганные реакционеры указывали на опасность масонских лож и освободительных стремлений
в части гвардии,
то он принужден был сказать, что сам он всему этому сочувствовал и все это подготовлял.
Необыкновенную честь русскому дворянству делает
то, что
в своем верхнем аристократическом слое оно создало движение декабристов, первое освободительное движение
в России, открывшее революционный век.
Это отчасти объясняется
тем, что декабристы были военные, участвовали
в войне и за ними стоял положительный факт Отечественной войны.
Масоны и декабристы подготовляют появление русской интеллигенции XIX
в., которую на Западе плохо понимают, смешивая с
тем, что там называют intellectuels.
Темы русской литературы будут христианские и тогда, когда
в сознании своем русские писатели отступят от христианства.
Пушкин, единственный русский писатель ренессанского типа, свидетельствует о
том, как всякий народ значительной судьбы есть целый космос и потенциально заключает
в себе все.
Поэзия Пушкина,
в которой есть райские звуки, ставит очень глубокую
тему, прежде всего
тему о творчестве.
Те же свойства сказывались
в увлечении Гегелем и
в увлечении Бюхнером.
Когда во вторую половину XIX
в. у нас окончательно сформировалась левая интеллигенция,
то она приобрела характер, схожий с монашеским орденом.
То был диалектический момент
в судьбе России.
Отчасти оно связано с
тем, что
в России классическое образование,
в отличие от Запада, стало реакционной силой.
Так можно было определить русскую
тему XIX
в.: бурное стремление к прогрессу, к революции, к последним результатам мировой цивилизации, к социализму и вместе с
тем глубокое и острое сознание пустоты, уродства, бездушия и мещанства всех результатов мирового прогресса, революции, цивилизации и пр.
Весь XIX
в. и даже XX
в. будут у нас споры о
том, каковы пути России, могут ли они быть просто воспроизведением путей Западной Европы.
Разочарование Чаадаева
в России и разочарование Герцена
в Западе — основные факты для русской
темы XIX
в.
«Мы принадлежим к числу наций, которые как бы не входят
в состав человечества, а существуют лишь для
того, чтобы дать миру какой-нибудь важный урок».
Парадоксально было
то, что он перешел
в католичество из либерализма и любви к свободной мысли.
Оба направления
в своей исторической форме устарели и могут считаться преодоленными, но самая
тема остается.
В кружках 40-х годов славянофилы и западники могли еще спорить
в одних и
тех же салонах.
Тургенев вспоминает, что когда
в разгаре спора кто-то предложил поесть,
то Белинский воскликнул: «Мы еще не решили вопроса о существовании Бога, а вы хотите есть!» 40-е годы были эпохой напряженной умственной жизни.
Есть ли исторический путь России
тот же, что и Западной Европы, т. е. путь общечеловеческого прогресса и общечеловеческой цивилизации, и особенность России лишь
в ее отсталости, или у России особый путь и ее цивилизация принадлежит к другому типу?
Сейчас можно удивляться идеализации Московской России славянофилами, она ведь ни
в чем не походила на
то, что любили славянофилы,
в ней не было свободы, любви, просвещенности.
Шлегель говорил о Франции и Англии, Западе для Германии,
то же, что славянофилы говорили о Западе, включая
в него и Германию.
Киреевский, им выражена так: «Внутреннее сознание, что есть
в глубине души живое общее сосредоточие для всех отдельных сил разума, и одно достойное постигать высшую истину — такое сознание постоянно возвышает самый образ мышления человека: смиряя его рассудочное самомнение, оно не стесняет свободы естественных законов его мышления; напротив, укрепляет его самобытность и вместе с
тем добровольно подчиняет его вере».
Славянофилы искали
в истории,
в обществе и культуре
ту же духовную целостность, которую находили
в душе.
Она вся построена на противоречии двух типов и на борьбе двух начал
в истории, т. е. посвящена все
той же основной русской
теме о России и Европе, о Востоке и Западе.
Рационализм, этот смертельный грех Запада, заложен уже
в католичестве,
в католической схоластике можно найти уже
тот же рационализм и
ту же власть необходимости, что и
в европейском рационализме нового времени,
в философии Гегеля,
в материализме.
Призвание России оказывается связанным с
тем, что русский народ — самый смиренный
в мире народ.
И это, вероятно, связано с
тем, что русские — коммюнотарны, но не социализированы
в западном смысле, т. е. не признают примата общества над человеком.
У русских нет
того иерархического чувства, которое есть у западных людей, его нет ни
в какой области.
Оно впервые опубликовано
в книге Е. Susini «Lettres inédites de Franz von Baader» [Сюсини принадлежат также два
тома: «Fr.
Вопрос об этом влиянии не надо оспаривать; оно возникает из
того примера, который показывает Русская Церковь, из ее доктрины, прочно основанной на церковной науке, от которой так далек римский католицизм, с заложенным
в нем принципом разрушения и со своей наукой, враждебной вере…
Цитаты из русской классики со словосочетанием «в теме»
— А потому терпели мы, // Что мы — богатыри. //
В том богатырство русское. // Ты думаешь, Матренушка, // Мужик — не богатырь? // И жизнь его не ратная, // И смерть ему не писана // В бою — а богатырь! // Цепями руки кручены, // Железом ноги кованы, // Спина… леса дремучие // Прошли по ней — сломалися. // А грудь? Илья-пророк // По ней гремит — катается // На колеснице огненной… // Все терпит богатырь!
Ни с чем нельзя сравнить презрения, которое ощутил я к нему
в ту же минуту.
Главное препятствие для его бессрочности представлял, конечно, недостаток продовольствия, как прямое следствие господствовавшего
в то время аскетизма; но, с другой стороны, история Глупова примерами совершенно положительными удостоверяет нас, что продовольствие совсем не столь необходимо для счастия народов, как это кажется с первого взгляда.
В то время как он подходил к ней, красивые глаза его особенно нежно заблестели, и с чуть-заметною счастливою и скромно-торжествующею улыбкой (так показалось Левину), почтительно и осторожно наклонясь над нею, он протянул ей свою небольшую, но широкую руку.
Вот они и сладили это дело… по правде сказать, нехорошее дело! Я после и говорил это Печорину, да только он мне отвечал, что дикая черкешенка должна быть счастлива, имея такого милого мужа, как он, потому что, по-ихнему, он все-таки ее муж, а что Казбич — разбойник, которого надо было наказать. Сами посудите, что ж я мог отвечать против этого?.. Но
в то время я ничего не знал об их заговоре. Вот раз приехал Казбич и спрашивает, не нужно ли баранов и меда; я велел ему привести на другой день.
Неточные совпадения
Артемий Филиппович. Не судьба, батюшка, судьба — индейка: заслуги привели к
тому. (
В сторону.)Этакой свинье лезет всегда
в рот счастье!
Купцы. Так уж сделайте такую милость, ваше сиятельство. Если уже вы,
то есть, не поможете
в нашей просьбе,
то уж не знаем, как и быть: просто хоть
в петлю полезай.
Аммос Федорович. Нет, этого уже невозможно выгнать: он говорит, что
в детстве мамка его ушибла, и с
тех пор от него отдает немного водкою.
Городничий (
в сторону).О, тонкая штука! Эк куда метнул! какого туману напустил! разбери кто хочет! Не знаешь, с которой стороны и приняться. Ну, да уж попробовать не куды пошло! Что будет,
то будет, попробовать на авось. (Вслух.)Если вы точно имеете нужду
в деньгах или
в чем другом,
то я готов служить сию минуту. Моя обязанность помогать проезжающим.
Добро бы было
в самом деле что-нибудь путное, а
то ведь елистратишка простой!
Синонимы к словосочетанию «в теме»
Предложения со словосочетанием «в теме»
- Мне было объяснено, что поскольку те, первые, профессора были не совсем в теме, то они недопоняли тонкостей вопроса и послали не совсем по адресу…
- Во всём нужна мера, и в тем большей степени это касается психологического воспитания.
- Поэтому в данной книге споры о разных исторических фигурах даны в максимально сжатой форме, а желающие углубиться в тему обсуждения могут обратиться к рекомендованной литературе.
- (все предложения)
Значение словосочетания «в теме»
Афоризмы русских писателей со словом «тот»
- Если мы любим кого-нибудь, то мы стараемся сделать для него все, что только в наших силах…
- Самая существенная разница между свадьбой и похоронами та, что на похоронах плачут немедленно, а после свадьбы только через год. Впрочем, иногда плачут и на другой день.
- Что такое революция? Это переворот и избавление.
Но когда избавитель перевернуть — перевернул, избавить — избавил, а потом и сам так плотно уселся на ваш загорбок, что снова и еще хуже задыхаетесь вы в предсмертной тоске, то тогда черт с ним и с избавителем этим!
- (все афоризмы русских писателей)
Дополнительно