Неточные совпадения
Между тем как основной вопрос познания есть вопрос об отношении между трансцендентальным
сознанием или гносеологическим субъектом и человеком, живой и конкретной
человеческой личностью.
Современное
сознание до того испорчено историзмом и психологизмом, что ему очень трудно отличать вопрос о самом добре от вопроса о
человеческих понятиях о добре от готтентота до Канта и Конта.
Христианское
сознание преодолевает рок в античном смысле слова, освобождает
человеческий дух от власти мира, власти космических сил.
Маркс наивно пользуется категориями добра и зла, но в его
сознании не возникает вопроса о добре и зле, о их генезисе, генезисе самого добра и зла, а не
человеческих мнений о добре и зле, об источнике оценок, о ценностях, самих ценностях.
И это столкновение современной души и современного
сознания с архаическими, инфантильными и патологическими элементами создает необычайную сложность
человеческой души, с трудом поддающуюся исследованию старыми психологическими методами.
И вот для новой психологии и психологической антропологии основным является различение в
человеческой душе
сознания и подсознательного.
Болезнь
человеческой души определяется конфликтом
сознания и подсознательного.
Корни
человеческого существа уходят в добытийственную бездну, в бездонную, меоническую свободу, и в борьбе за личность, за Божью идею человек должен был вырабатывать
сознание с его границами, освещать тьму, проводить через цензуру
сознания подсознательные влечения и инстинкты.
Сознание есть интуитивный акт
человеческого «я» относительно самого себя, после которого пережитое входит в память, и вместе с тем различение «я» от «не я», от окружающего мира.
И
сознание в этом смысле играет и положительную и отрицательную роль в выработке человека,
человеческой личности.
Сознание сплошь и рядом не просветляет, не преображает, не сублимирует подсознательное, а утесняет, вытесняет внутрь и этим порождает бесконечные конфликты в
человеческой душе.
В подсознательном
человеческой души есть травмы и поранения с раннего детства, и
сознание не столько излечивает раны, сколько прикрывает их.
Новые психология и психопатология открывают глубокий, иррациональный слой в
человеческой душе, скрытый от
сознания.
Оно источник болезней человека, его конфликта с
сознанием, и оно же источник творчества,
человеческого вдохновения,
человеческой силы воображения.
Совершенно неверно представлять себе, что
человеческие страсти и влечения, подавленные нравственным
сознанием, всегда корыстны, эгоистичны и ищут наслаждения.
Этика в глубоком смысле слова должна быть учением о пробуждении
человеческого духа, а не
сознания, творческой духовной силы, а не закона и нормы.
Христианство прежде всего очень повысило
сознание бесконечной ценности всякой
человеческой души,
человеческой жизни,
человеческой личности, а значит, и бесконечной ценности души, жизни и личности грешника и «злого».
Человеческая личность, как Божья идея, как Божий образ, есть центр этического
сознания, верховная ценность.
Подобно тому как в атоме скована огромная и страшная энергия и она может быть обнаружена лишь через разложение атома (возможность этого разложения еще не найдена), так и в
человеческой монаде скована огромная и страшная энергия, и она может быть обнаружена через расплавление
сознания и снятие его границ.
При сужении
сознанием человеческой природы она делается маловместительной и невосприимчивой и чувствует себя отрезанной от источников творческой энергии.
Я говорю о внутренней сокровенной лживости, лживости перед собой и перед Богом, которая ускользает от
человеческого внимания и которая приобретает в
сознании людей характер добра.
В религиозном мифологическом
сознании Греции раскрылось бессмертие божественного наряду со смертностью
человеческого.
Христианское
сознание отрицает существование рока в античном греческом смысле как несовместимого с Богом и
человеческой свободой.
Словом сказать, смесь искреннего жаления об умирающем слуге с не менее искренним жалением о господине, которого эта смерть застигала врасплох, в полной силе проявилась тут, как проявлялась вообще во всей крепостной практике. Это было не лицемерие, не предательство, а естественное двоегласие, в котором два течения шли рядом, не производя никакого переполоха в
человеческом сознании.
Правда — социальная, раскрытие возможности братства людей и народов, преодоление классов; ложь же — в духовных основах, которые приводят к процессу дегуманизации, к отрицанию ценности человека, к сужению
человеческого сознания, которое было уже в русском нигилизме.
Неточные совпадения
Толпа сострадательно глядит на падшего и казнит молчанием, как бабушка — ее! Нельзя жить тому, в чьей душе когда-нибудь жила законная
человеческая гордость,
сознание своих прав на уважение, кто носил прямо голову, — нельзя жить!
Во-вторых, люди эти в этих заведениях подвергались всякого рода ненужным унижениям — цепям, бритым головам, позорной одежде, т. е. лишались главного двигателя доброй жизни слабых людей — зaботы о мнении людском, стыда,
сознания человеческого достоинства.
Все высшее в
человеческой жизни, чем только и определена ее ценность, для материалиста должно быть иллюзией
сознания, которую нужно изобличать.
Фанатика порабощает идея, в которую он верит, она суживает его
сознание, вытесняет очень важные
человеческие состояния; он перестает внутренно владеть собой.
И лишь углубление мировоззрения может привести
человеческую личность, так трагически поставленную перед мировыми проблемами, к
сознанию своего мирового исторического, а не «частного» только призвания.