[Н. Гартман в своей книге «Metaphysik der Erkenntnis» приходит к тому, что
познающий субъект есть часть бытия и что разум погружен в темное трансинтеллигибельное, которое ему трансцендентно, но которому он имманентен.]
Если человек будет сознавать себя одной из внешних, объективированных вещей мира, то он не может быть активным
познающим субъектом, для него невозможна философия.
Безумие — рассматривать бытие как результат объективирования и рационализирования
познающего субъекта, ставить бытие в зависимость от категорий познания, от суждения.
Неточные совпадения
В конце концов на большей глубине открывается, что Истина, целостная истина есть Бог, что истина не есть соотношение или тождество
познающего, совершающего суждение
субъекта и объективной реальности, объективного бытия, а есть вхождение в божественную жизнь, находящуюся по ту сторону
субъекта и объекта.
Лосский горячий и крайний сторонник имманентности всякого знания; для него знание есть вхождение действительности в
познающего, и потому трансцендентность знания есть внутреннее противоречие, имманентность объекта знания
субъекту знания и само знание — одно и то же.
Но бытие трансцендентно
субъекту, находится вне его, и могут быть такие края бытия, которые никогда до сих пор не входили в
познающего, т. е. остаются трансцендентными.
В церковном сознании дано тождество
субъекта и объекта,
познающего и познаваемого, мышления и бытия.
Лишь рационалистическое рассечение целостного человеческого существа может привести к утверждению самодовлеющей теоретической ценности знания, но для
познающего, как для существа живого и целостного, не рационализированного, ясно, что познание имеет прежде всего практическую (не в утилитарном, конечно, смысле слова) ценность, что познание есть функция жизни, что возможность брачного познания основана на тождестве
субъекта и объекта, на раскрытии того же разума и той же бесконечной жизни в бытии, что и в
познающем.