Неточные совпадения
Самая большая трудность нравственных конфликтов
жизни заключается совсем не в столкновении ясного добра с ясным злом, а в отсутствии одного, законом данного, нравственно-должного выхода, в неизбежности каждый раз совершать
индивидуальный творческий акт.
Периодически и в истории и в
жизни индивидуальной происходит восстание дионисических сил
жизни против законов цивилизации и общества.
Этика закона не может быть
индивидуальной и персоналистической, она никогда не проникает в интимную глубину нравственной
жизни личности, нравственного опыта и борений.
Этика закона разом и в высшей степени человечна, приспособлена к человеческим нуждам и потребностям, к человеческому уровню, и в высшей степени бесчеловечна, беспощадна к человеческой личности, к ее
индивидуальной судьбе и к ее интимной
жизни.
Это есть господство общества и общего с его законами и нормами над внутренней, интимно-индивидуальной и неповторимой в своем своеобразии
жизнью личности.
Кантовская этика закона противополагает себя принципу эвдемонизма, счастья как цели человеческой
жизни, но под счастьем и эвдемонизм понимает отвлеченную норму добра и совсем не интересуется счастьем живой неповторимой
индивидуальной человеческой личности.
Но настоящая проблема этики лежит глубже, она связана с той
индивидуальной сложностью
жизни, которая порождена столкновением ценностей высшего порядка и обнаруживает трагическое в
жизни.
И христианская этика долго не понимала значение
индивидуального, ей нравственная
жизнь представлялась подчиненной общеобязательному закону.
Быть до конца личностью и личности не изменять, быть индивидуальностью и
индивидуальным во всех актах своей
жизни есть абсолютный нравственный императив, который формулируется парадоксально.
Сколько фантазмов, и не только в
жизни индивидуальной, но и в
жизни социальной, исторической, создает ressentiment.
Индивидуальное бессознательное само по себе не создает фанатизма и разъяренности, ибо это состояние требует питательной среды, которая дана лишь в
жизни масс.
Тут мы сталкиваемся с последним парадоксом этики — парадоксом соотношения личного и общего,
индивидуального и универсального,
жизни личности и идеи.
Как наступит конец всей истории, прохождение мира через смерть для воскресения к новой жизни, так и внутри истории и внутри
индивидуальной жизни человека периодически наступает конец и смерть для возрождения к новой жизни.
Сплошная моралистическая возвышенность может быть грехом против богатства творческой природы человека, против полноты
индивидуальной жизни, против смысла множественности.
Очень характерно, что Л. Толстой и тогда, когда писал «Войну и мир», и тогда, когда писал свои нравственно-религиозные трактаты, был безнадежно замкнут в кругу частной точки зрения на жизнь, не желающей знать ничего, кроме
индивидуальной жизни, ее радостей и горестей, ее совершенств или несовершенств.
Неточные совпадения
В них успело развиться и закоренеть
индивидуальное и семейное начало и не дозрело до
жизни общественной и государственной или если и созрело когда-нибудь, то, может быть, затерялось в безграничном размножении народной массы, делающем невозможною — ни государственную, ни какую другую централизацию.
Великий творец всегда индивидуален, никому и ничему не подчинен и в своем
индивидуальном творчестве выражает дух народа; он даже гораздо более выражает дух своего народа, чем сам народ в своей коллективной
жизни.
Нельзя быть моральным человеком и хорошим христианином в
индивидуальной, личной
жизни и быть жестоким эксплуататором и аморальным в социальной
жизни в качестве представителя власти, хозяина предприятий, главы семьи и пр.
В прошлом можно установить три типа мистики: мистика
индивидуального пути души к Богу, это наиболее церковная форма; мистика гностическая, которую не следует отождествлять с гностиками-еретиками первых веков, эта мистика обращена не к
индивидуальной только душе, но также к
жизни космической и божественной; мистика пророческая и мессианская — это мистика сверхисторическая и эсхатологическая, предела конца.
Национальность есть
индивидуальное бытие, вне которого невозможно существование человечества, она заложена в самих глубинах
жизни, и национальность есть ценность, творимая в истории, динамическое задание.