Неточные совпадения
Этот странный интерес к преступлению и наказанию определяется тем, что вся духовная природа Достоевского восставала против внешнего объяснения
зла и преступления из
социальной среды и отрицания на этом основании наказания.
Если человек есть лишь пассивный рефлекс внешней
социальной среды, если он не ответственное существо, то нет человека и нет Бога, нет свободы, нет
зла и нет добра.
Человек сам не может примириться с тем, что он не ответствен за
зло и преступление, что он не свободное существо, не дух, а отражение
социальной среды.
Природа
зла — внутренняя, метафизическая, а не внешняя,
социальная.
«Я служу вредному делу и получаю жалованье от людей, которых обманываю; я нечестен. Но ведь сам по себе я ничто, я только частица необходимого
социального зла: все уездные чиновники вредны и даром получают жалованье… Значит, в своей нечестности виноват не я, а время… Родись я двумястами лет позже, я был бы другим».
Для гуманности совсем не существует греха, а зло она знает только как следствие плохой общественности; для христианства
социальное зло есть лишь одно из проявлений зла космического, и притом не высшее, не предельное.
Неточные совпадения
— Какое мне дело, что вам в голову пришли там какие-то глупые вопросы, — вскричал он. — Это не доказательство-с! Вы могли все это сбредить во сне, вот и все-с! А я вам говорю, что вы лжете, сударь! Лжете и клевещете из какого-либо
зла на меня, и именно по насердке за то, что я не соглашался на ваши вольнодумные и безбожные
социальные предложения, вот что-с!
— Человек — свят! Христос был человек, победивший дьявола. После Христа врожденное
зло перестало существовать. Теперь
зло —
социальная болезнь. Один человек — беззлобен…
Обнаруживается несостоятельность таких рациональных утопий, как вечный мир в этом
злом природном мире, как безгосударственная анархическая свобода в этом мире необходимости, как всемирное
социальное братство и равенство в этом мире раздора и вражды.
В этом, а не в его
социальной системе, было демоническое
зло коммунизма.
Нация, государство, семья, внешняя церковность, общественность,
социальный коллектив, космос — все представляется мне вторичным, второстепенным, даже призрачным и
злым по сравнению с неповторимой индивидуальной судьбой человеческой личности.