Неточные совпадения
Социальная этика XIX и XX веков, которая в жизни общества видит источник нравственных различений и оценок и утверждает
социальный характер добра и
зла, совершенно явно вращается в порочном кругу.
Если бы был доказан
социальный генезис различения между добром и
злом, то этим нисколько не решался бы и даже не затрагивался бы вопрос об этической оценке.
Все, что говорит социология и
социальная психология, относится к миру после грехопадения и после возникновения добра и
зла.
Социальная этика строит оптимистическое учение о силе нравственного закона, оптимистическое учение о свободе воли, оптимистическое учение о наказании и каре
злых, которой будто бы подтверждается царящая в мире справедливость.
Но ошибочно и поверхностно думать, что причиной
зла является сама революция, столь же поверхностно, как и думать, что революция есть явление добра и справедливости и создает совершенный
социальный строй.
Ничем не ограниченное и абсолютное право частной собственности породило
зло и несправедливость общества феодального и общества капиталистического, от него пошли нестерпимые
социальные неравенства, пролетаризация масс, лишение трудящихся орудий производства и революционные настроения, которые доводят угнетенных до такой степени зависти, злобы и мести, что теряется человеческий образ.
Социализм же хочет организовать и регулировать человеческое общество, полагая, что нельзя человеческой природе предоставить в свободной игре интересов определять
социальную жизнь, ибо человеческая природа
злая.
Зло, выражающееся в
социальной ненависти и несправедливости, невозможно внешне и механически уничтожить.
Некоторая степень
зла в
социальной жизни должна быть предоставлена свободе, и совершенное преодоление
зла мыслимо лишь как духовное преображение и просветление.
Оправдание ада как воздаяния
злым, утешающее добрых, есть сказка для детей, в нем нет ничего онтологического, это взято из
социальной обыденности с ее наградами и наказаниями.
«Я служу вредному делу и получаю жалованье от людей, которых обманываю; я нечестен. Но ведь сам по себе я ничто, я только частица необходимого
социального зла: все уездные чиновники вредны и даром получают жалованье… Значит, в своей нечестности виноват не я, а время… Родись я двумястами лет позже, я был бы другим».
Для гуманности совсем не существует греха, а зло она знает только как следствие плохой общественности; для христианства
социальное зло есть лишь одно из проявлений зла космического, и притом не высшее, не предельное.
Нравственность надо различать. Есть известные виды
социального зла, которые вошли в учреждения страны или сделались закоренелыми привычками и традициями. Такая безнравственность все равно что рабство древних, которое такой возвышенный мыслитель, как Платон, возводил, однако, в краеугольный камень общественного здания.
Неточные совпадения
— Какое мне дело, что вам в голову пришли там какие-то глупые вопросы, — вскричал он. — Это не доказательство-с! Вы могли все это сбредить во сне, вот и все-с! А я вам говорю, что вы лжете, сударь! Лжете и клевещете из какого-либо
зла на меня, и именно по насердке за то, что я не соглашался на ваши вольнодумные и безбожные
социальные предложения, вот что-с!
— Человек — свят! Христос был человек, победивший дьявола. После Христа врожденное
зло перестало существовать. Теперь
зло —
социальная болезнь. Один человек — беззлобен…
Обнаруживается несостоятельность таких рациональных утопий, как вечный мир в этом
злом природном мире, как безгосударственная анархическая свобода в этом мире необходимости, как всемирное
социальное братство и равенство в этом мире раздора и вражды.
В этом, а не в его
социальной системе, было демоническое
зло коммунизма.
Нация, государство, семья, внешняя церковность, общественность,
социальный коллектив, космос — все представляется мне вторичным, второстепенным, даже призрачным и
злым по сравнению с неповторимой индивидуальной судьбой человеческой личности.