Неточные совпадения
Потом мы видим изумительное явление Константина Леонтьева, по
природе своей
человека Возрождения XVI века, забредшего в Россию XIX века, в столь чуждую и противоположную Возрождению, изживающего в ней печальную и страдальческую судьбу.
У Достоевского нет ничего кроме
человека: нет
природы, нет мира вещей, нет в самом
человеке того, что связывает его с природным миром, с миром вещей, с бытом, с объективным строем жизни.
«Все внимание его было устремлено на
людей, и он схватывал только их
природу и характер.
Человек отпал от
природы, оторвался от органических корней и попал в отвратительные городские трущобы, где корчится в муках.
Мышкин не вполне, не до конца
человек, его
природа светлая, но ущербная.
Подзаконное существование
человека на твердой земной почве не раскрывает тайн человеческой
природы.
Достоевский особенно заинтересовывается судьбой
человека в момент, когда он восстал против объективного миропорядка, оторвался от
природы, от органических корней и объявил своеволие.
Он признает «фантастический элемент» в
человеке существенным для человеческой
природы.
Это огненное движение в
человеке происходит от полярности человеческой
природы, от столкновения скрытых в ней противоположностей.
Это раздвоение и поляризация человеческой
природы, это трагическое движение, идущее в самую духовную глубину, в самые последние пласты, не связано ли у Достоевского с тем, что он призван был в конце новой истории, у порога какой-то новой мировой эпохи раскрыть в
человеке борьбу начал Богочеловеческих и человекобожеских, Христовых и антихристовых, неведомую прежним эпохам, в которых зло являлось в более элементарной и простой форме?
В этот момент судьбы
человека можно сделать очень существенное открытие о человеческой
природе.
Подпольный
человек хочет перейти границы человеческой
природы, он исследует и испытывает эти границы.
Какую судьбу претерпевает
человек, преступающий границы дозволенного, какие перерождения в его
природе от этого происходят?
Наказание подстерегает
человека в самой глубине его собственной
природы.
Когда пошел
человек путем свободы, перед ним стал вопрос, существуют ли нравственные границы его
природы, на все ли он может дерзнуть.
Тут в имманентно изживаемом опыте показывается, что не все дозволено, потому что
природа человеческая сотворена по образу и подобию Божьему и потому всякий
человек имеет безусловное значение.
Человек, который мнил себя Наполеоном, великим
человеком, человекобогом, преступив границы дозволенного богоподобной человеческой
природой, низко падает, убеждается, что он не сверхчеловек, а бессильная, низкая, трепещущая тварь.
Сама «идея» безобразна, бессмысленна и бесчеловечна, в ней свобода переходит в безграничный деспотизм, равенство — в страшное неравенство, обоготворение
человека — в истребление человеческой
природы.
И глубока у него была только постановка темы, что женщина — судьба
человека, Но он сам оставался разъединенным с женской
природой и познал до глубины лишь раздвоение.
Он ведь производил эксперименты над человеческой
природой и хотел исследовать глубину ее, поставив
человека в исключительные условия.
Мышкин — чистый
человек, в нем есть ангелическая
природа.
Исчезла бы великая идея бессмертия и приходилось бы заменить ее; и весь великий избыток прежней любви к тому, который был Бессмертие, обратился бы у всех на
природу, на мир, на
людей, на всякую былинку.
В безбожной любви
человек отрекается от своей духовной
природы, от своего первородства, он предает свою свободу и бессмертие.
Все это лишь символы
природы русского
человека.
Русский
человек во власти своей
природы, во власти своей земли, во власти стихии.
Это испытание его сил было выражением великого уважения к
человеку, признанием его высшей духовной
природы.
В этих словах сказывается низкое мнение Великого Инквизитора о человеческой
природе, неверие в
человека.
Оторвавшийся от
природы, от земли,
человек был ввергнут в ад.
Через Христа возвращается
человек к мистической земле, на свою родину, в эдем Божественной
природы.
Старая земля, ветхая
природа для
человека, познавшего своеволие и раздвоение, закрыта.
— Не исповедуйтесь, Серж, — говорит Алексей Петрович, — мы знаем вашу историю; заботы об излишнем, мысли о ненужном, — вот почва, на которой вы выросли; эта почва фантастическая. Потому, посмотрите вы на себя: вы от
природы человек и не глупый, и очень хороший, быть может, не хуже и не глупее нас, а к чему же вы пригодны, на что вы полезны?
Неточные совпадения
Не только
люди русские, // Сама
природа русская // Покорствовала нам.
Стародум. Богату! А кто богат? Да ведаешь ли ты, что для прихотей одного
человека всей Сибири мало! Друг мой! Все состоит в воображении. Последуй
природе, никогда не будешь беден. Последуй людским мнениям, никогда богат не будешь.
— Валом валит солдат! — говорили глуповцы, и казалось им, что это
люди какие-то особенные, что они самой
природой созданы для того, чтоб ходить без конца, ходить по всем направлениям. Что они спускаются с одной плоской возвышенности для того, чтобы лезть на другую плоскую возвышенность, переходят через один мост для того, чтобы перейти вслед за тем через другой мост. И еще мост, и еще плоская возвышенность, и еще, и еще…
«Разве не то же самое делаем мы, делал я, разумом отыскивая значение сил
природы и смысл жизни
человека?» продолжал он думать.
Александр Петрович имел дар слышать
природу русского
человека и знал язык, которым нужно говорить с ним.