Цитаты со словом «культура»

Область
поиска
Область
поиска
Семинар, который я вел о Достоевском в «Вольной академии Духовной Культуры» в течение зимы 1920-21 года, окончательно побудил меня собрать все мои мысли о Достоевском.
Это значит, что они не могут пребывать в середине душевной жизни, в середине культуры, что дух их устремлен к конечному и предельному.
Русский душевный строй — самый трудный для творчества культуры, для исторического пути народа.
Апокалиптика и нигилизм с противоположных концов, религиозного и атеистического, одинаково низвергают культуру и историю как середину пути.
И часто трудно бывает определить, почему русский человек объявляет бунт против культуры и истории и низвергает все ценности, почему он оголяется, потому ли, что он нигилист, или потому, что он апокалиптик и устремлен к всеразрешающему религиозному концу истории.
В отношении к культуре почти все русские люди нигилисты.
Культура ведь, не разрешает проблемы конца, исхода из мирового процесса, она закрепляет середину.
Русским мальчикам (излюбленное выражение Достоевского), поглощенным решением конечных мировых вопросов, или о Боге и бессмертии, или об устроении человечества по новому штату, атеистам, социалистам и анархистам, культура представляется помехой в их стремительном движении к концу.
Характеру русского человека претит формализм европейской культуры, он ему чужд.
И вместе с тем он бунтует против всех исторических традиций и исторических святынь, с небывалым радикализмом отрицает историческую церковь и историческое государство, не хочет никакой преемственности культуры.
После героев Достоевского открывается неведомый XX век, великая неизвестность, которая открывает себя как кризис культуры, как конец целого периода всемирной истории.
Любовь мужчины и женщины, любовный культ женщины — прекрасный цветок христианской культуры Европы.
Это взгляд — апокалиптика и нигилиста, отрицающего путь истории, труд культуры, поднимающейся по ступеням.
Нигилистическая закваска, враждебная ценностям культуры и историческим святыням, лежит в основе русского социализма.
Во всем строении русской земли чувствуется трудность для человека овладеть этой землей, придать ей форму, подчинить ее культуре.
Она не может жить в границах и формах, в дифференциациях культуры, душа эта устремлена к конечному и предельному, потому что она не знает границ и форм жизни, не встречает дисциплинирующих очертаний и пределов в строении своей земли, в своей стихии.
У нее нет такой связи с культурой, такой скованности традицией и преданием, как у души западноевропейской.
Русский человек чересчур легко переживает кризис культуры, не познав еще настоящим образом культуры.
Культурный слой поддерживался царской властью не в меру потребности в народе на высшую культуру.
Он сомневался в собственной светоносности, не верил в свою правду, подвергал сомнению безусловную ценность культуры.
С таким отношением к культуре, которое проявлялось в нашем культурном слое, нельзя выполнять настоящей культурной миссии.
Правда культуры была подвергнута религиозному, нравственному и социальному сомнению.
Культура родилась в неправде, она куплена слишком дорогой ценой, она означает разрыв с народной жизнью, нарушение органической цельности.
Культура есть вина перед «народом», уход от «народа» и забвение «народа».
В русской «интеллигенции» совсем не было сознания безусловных ценностей культуры, безусловного права творить эти ценности.
Правду ищут не в культуре, не в ее объективных достижениях, а в народе, в органической стихийной жизни.
Религиозная жизнь представляется не духовной культурой, не культурой духа, а органической стихией.
Та же идеализация народа, то же заподазривание культуры.
В нашем крайнем «правом» и крайнем «левом» направлении иногда бывают поразительные черты сходства, скрыта та же враждебная культуре «черносотенная» стихия.
Та же нераскрытость и неразвитость у нас личного начала, культуры личности, культуры личной ответственности и личной чести.
Отсутствие рыцарства в русской истории имело роковые последствия для нашей нравственной культуры.
Они стояли на высоте европейской культуры, были самыми культурными русскими людьми.
Они поняли, что культура может быть лишь национальной, и в этом они более походили на людей Запада, чем наши «западники».
Русские религиозные мыслители типа Достоевского и К. Леонтьева не отрицали великой культуры Западной Европы.
Они чтили эту культуру более, чем современные европейские люди.
Они отрицали современную европейскую цивилизацию, ее «буржуазный», мещанский дух, обличали в ней измену великим преданиям и заветам прошлого европейской культуры.
Противоположение России и Европы для многих русских писателей и мечтателей было лишь противоположением двух духов, двух типов культуры, было лишь формой духовной борьбы с тенденциями современной цивилизации, угашающей дух.
Два духа борются в мире, и начинает побеждать дух мещанской цивилизации вследствие измены христианским основам культуры.
Борьба двух духов, двух типов культуры религиозной и безрелигиозной цивилизации всегда была имманентной самой Западной Европе, она велась на европейской почве.
Все явление Ницше, с его страстной мечтой о трагической, дионисической культуре, было страстным и болезненным протестом против торжествующего духа европейской цивилизации.
Это — тема о противоположении двух духов, двух типов культуры внутри Европы, и внутри России, на Западе, как и на Востоке.
И в России происходит борьба двух духов, двух типов культуры, или, точнее, — духа с угашением и ослаблением духа, подлинной культуры и цивилизации.
И в России может возобладать не дух, не культура.
Дух и культуру я не только сближаю, но отождествляю, ибо культура всегда духовна по своей природе, не духовной может быть лишь цивилизация, культура же всегда связана со священным приданием, с культом предков.
А К. Леонтьев в последний период своей жизни отчаялся в том, что Россия явит еще новый тип цветущей культуры, противоположный вырождающейся европейской цивилизации, схожий с былыми цветущими культурами Европы.
Они верили, что русский народ являет собою высший тип христианской культуры.
В творческом образе Достоевского нашла себе выражение русская нелюбовь к серединной культуре.
Сам Достоевский был великим явлением русской культуры, ее вершиной.
Но он же обозначил мировой кризис культуры.
И те течения, которые родились от духа Достоевского, все находятся в кризисе культуры, в недовольстве последними достижениями культуры.
 

Цитаты из русской классики со словом «культура»

Неустанное размышление о расцвете и упадке обществ и культур, резкое преобладание эстетики над этикой, биологические основы философии истории и социологии, аристократизм, ненависть к либерально-эгалитарному прогрессу и демократии, amor fati — все это черты, роднящие Леонтьева с Ницше.
Народная масса в прошлом имела свою духовную культуру, основанную на религиозной вере, массы же в этот переходный период лишены всякой духовной культуры, и они дорожат только мифами и символами, которые им демагогически внушены, мифами и символами национальными и социальными, расы, нации, государства, класса и пр.
Такие великие явления мировой культуры, как греческая трагедия или культурный ренессанс, как германская культура XIX в. или русская литература XIX в., совсем не были порождениями изолированного индивидуума и самоуслаждением творцов, они были явлением свободного творческого духа.
В русском верхнем культурном слое начала века был настоящий ренессанс духовной культуры, появилась русская философская школа с оригинальной религиозной философией, был расцвет русской поэзии, после десятилетий падения эстетического вкуса пробудилось обостренное эстетическое сознание, пробудился интерес к вопросам духовного порядка, который был у нас в начале XIX века.
Осуществление творческого художественного акта — произведение дифференцированного искусства, культурные эстетические ценности, исход творчества не в мир иной, а в культуру мира этого.
Смотреть все цитаты из русской классики со словом «культура»

Предложения со словом «культура»

Значение слова «культура»

  • КУЛЬТУ́РА, -ы, ж. 1. Совокупность достижений человеческого общества в производственной, общественной и духовной жизни. Материальная культура. Духовная культура. (Малый академический словарь, МАС)

    Все значения слова КУЛЬТУРА

Афоризмы русских писателей со словом «культура»

Отправить комментарий

@
Смотрите также

Значение слова «культура»

КУЛЬТУ́РА, -ы, ж. 1. Совокупность достижений человеческого общества в производственной, общественной и духовной жизни. Материальная культура. Духовная культура.

Все значения слова «культура»

Предложения со словом «культура»

  • Пройдя через беспримерные испытания XX века, город остаётся символом и основой русской культуры нового времени.

  • Основным средством физической культуры являются физические упражнения – естественные и специально подобранные движения.

  • На тему о сказке как факторе развития европейской культуры можно было бы написать целую книгу.

  • (все предложения)

Синонимы к слову «культура»

Ассоциации к слову «культура»

Какой бывает «культура»

Морфология

Правописание

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я