Цитаты со словом «культура»

Область
поиска
Область
поиска
Но это требует сосредоточенной решимости освободиться от ложных, призрачных наслоений культуры и ее накипи — этого утонченного плена у «мира».
Схоластический принцип и есть принцип господства школьности, научности, наукообразной рациональности над философией и над всей культурой своего времени.
Но ведь философия — самостоятельная область культуры, а не самостоятельная область науки.
Критические философы хотели бы «ориентировать» всю культуру на науке.
Должна быть научная, критическая дифференциация культуры, научный ее распорядок.
Астрономия, физика, геология или физиология нимало не заинтересованы в научности философии, в научном распорядке культуры.
Историки философии чувствуют, что предмет их более походит на историю литературы, чем на историю науки, они превращают его в историю духовного развития человечества, связывают с общей историей культуры.
Элементарно верна критика биологизма, которую дает Риккерт в статье «Ценности жизни и ценности культуры» в «Логосе» (1912–1913 гг. Книга первая и вторая).
Русская философия строилась еще до мирового кризиса культуры, до последнего обострения трагедии познания.
Синтез его не знает еще всей остроты трагедии культуры.
На протяжении всей истории совершались творческие акты человеком, и в творческих ценностях видели цвет культуры.
В общем и общеобязательном ходе мировой культуры и «науки и искусства» были формой приспособления к необходимости.
С большей последовательностью и радикализмом истолковывает экономический материализм всю творческую культуру как послушание необходимости, как приспособление к состоянию человека, отяжелевшего от погружения в материальные сферы бытия.
И в своем роде он выше серединного, поверхностного культуртрегерства, обоготворяющего ценность культуры как подлинного творчества.
Должно быть осознание того, как много в «культуре» от необходимости, а не от свободы, от приспособления, а не от творчества.
Но доныне все творчество «культуры» было лишь подготовляющим намеком, знаком подлинного творчества мира иного.
В творчестве «культуры» сказывается лишь трагическая двойственность человеческой природы, рвущейся из оков необходимости, но иное бытие не достигается.
Подобно тому как языческие кровавые жертвоприношения лишь предваряли подлинное мировое искупление через Голгофскую жертву Христа, но самого искупления не достигали, так и творческие усилия человека, создавшего ценности культуры, до сих пор лишь предваряли подлинную религиозную эпоху творчества, которое осуществит иное бытие.
Религиозная эпоха творчества будет переходом к иному бытию, а не к иной только «культуре», не к иным «наукам и искусствам».
И видно будет, что творчество «культуры» было подменой творчества «бытия» в эпоху закона и искупления, когда творческие силы человека были еще подавлены.
Это — вопрос нашей эпохи, наш вопрос, вопрос конечный, к которому приводит кризис всей культуры.
Но критическая гносеология — слишком серьезное явление современной культуры и серьезный симптом болезни творчества, трагедии рождающегося творческого самосознания.
Критическая гносеология обостряет кризис культуры и творчества, обнажает антагонизм между культурой и творчеством.
Критическая гносеология обосновывает и оправдывает разные виды творчества дифференцированной культуры, но этим не раскрывает, а закрывает творческую природу человека.
Человек не творец и в своей культуре бессилен выразить творческую природу.
В подзаконном, ветхозаветном своем сознании, так добросовестно и верно отраженном Кантом, не дерзает человек обнаружить своей творческой природы, он дерзает лишь творить дифференцированные виды культуры, ибо это дифференцированное творчество есть послушание закону, выполнение норм.
Общеобязательное послушание норме, логической, этической и эстетической, в созидании дифференцированной культуры есть послушание последствиям греха, есть приспособление к необходимости, а не творчество.
Эта печать греха и связанной с ним необходимости лежит на всей культуре, в ней невыразим творческий дух человека.
Поэтому в сознательном, слишком сознательном отношении к творчеству германской культуры есть некое рабство духа, прикрывающее творческую природу человека.
Исключительная философская одаренность германской расы позволила ей лучше выразить в сознании эту разрешенность греховному человеку лишь культуры, противоположной духу творчества, лишь культуры подзаконной.
В какой-то точке Степун касается истинной трагедии творчества и культуры, но все почти его минусы я должен переменить на плюсы и плюсы на минусы.
Ложна та его исходная точка зрения, которая сразу же утверждает полярную противоположность творчества и жизни вместо того, чтобы утверждать противоположность творчества и культуры.].
С этой точки зрения, творить можно только культуру, т. е. ценности логические, этические и эстетические, но нельзя творить нового бытия, иной жизни.
В объективированной культуре со всеми ее ценностями нельзя уже найти той жизни, которая была в субъективном духе.
Культура, дисциплинированная критической философией, оказывается последовательным умерщвлением жизни, угашением бытия.
Риккертовская философия очень остроумно раскрывает противоположность между дифференцированной культурой и бытием, жизнью.
Творческий акт человека не достигает своих целей в объективированных ценностях дифференцированной культуры.
В объективной культуре нельзя найти откровения человека.
Критическая культура вся основана на трансцендентном богочувствии и богосознании, на бесконечной дистанции, на дуалистическом разрыве Бога и мира.
Имманентное богочувствие и богосознание ведет к претворению культуры в бытие.
Творчество во всех сферах культуры оказывается нормально и оправданно, когда оно классично, т. е. свободно от духа жизни.
И вот остро ставится перед сознанием человека вопрос: нужно ли и возможно ли классическое совершенство творчества, созидающее ценности дифференцированной культуры?
Нормальный идеал классически совершенного творчества культуры есть лишь выражение трагедии творчества, болезни творчества.
Вместо бытия творится культура.
Творческий акт будет созидать новое бытие, а не ценности дифференцированной культуры, в творческом акте не будет умирать жизнь.
Ныне в недрах самой культуры и всех ее отдельных сфер зреет кризис творчества.
Культура на вершинах своих приходит к самоотрицанию.
В середине отдельных сфер культуры и ее ценностей нет сил уже удержаться, творческий порыв к иному бытию уничтожает культурную чересполосицу.
На вершинах культуры ставится вопрос, есть ли культура путь к иному бытию или культура есть задержка в середине и нет из нее трансцендентного выхода.
В Ницше уже высшая культура переходит за все пределы культуры, идет к концу.
 

Цитаты из русской классики со словом «культура»

Неустанное размышление о расцвете и упадке обществ и культур, резкое преобладание эстетики над этикой, биологические основы философии истории и социологии, аристократизм, ненависть к либерально-эгалитарному прогрессу и демократии, amor fati — все это черты, роднящие Леонтьева с Ницше.
Народная масса в прошлом имела свою духовную культуру, основанную на религиозной вере, массы же в этот переходный период лишены всякой духовной культуры, и они дорожат только мифами и символами, которые им демагогически внушены, мифами и символами национальными и социальными, расы, нации, государства, класса и пр.
Такие великие явления мировой культуры, как греческая трагедия или культурный ренессанс, как германская культура XIX в. или русская литература XIX в., совсем не были порождениями изолированного индивидуума и самоуслаждением творцов, они были явлением свободного творческого духа.
В русском верхнем культурном слое начала века был настоящий ренессанс духовной культуры, появилась русская философская школа с оригинальной религиозной философией, был расцвет русской поэзии, после десятилетий падения эстетического вкуса пробудилось обостренное эстетическое сознание, пробудился интерес к вопросам духовного порядка, который был у нас в начале XIX века.
Ведь всякая культура связана с культом, в культе даны уже богатства и ценности культурного творчества.
Смотреть все цитаты из русской классики со словом «культура»

Предложения со словом «культура»

Значение слова «культура»

  • КУЛЬТУ́РА, -ы, ж. 1. Совокупность достижений человеческого общества в производственной, общественной и духовной жизни. Материальная культура. Духовная культура. (Малый академический словарь, МАС)

    Все значения слова КУЛЬТУРА

Афоризмы русских писателей со словом «культура»

Отправить комментарий

@
Смотрите также

Значение слова «культура»

КУЛЬТУ́РА, -ы, ж. 1. Совокупность достижений человеческого общества в производственной, общественной и духовной жизни. Материальная культура. Духовная культура.

Все значения слова «культура»

Предложения со словом «культура»

  • Пройдя через беспримерные испытания XX века, город остаётся символом и основой русской культуры нового времени.

  • Основным средством физической культуры являются физические упражнения – естественные и специально подобранные движения.

  • На тему о сказке как факторе развития европейской культуры можно было бы написать целую книгу.

  • (все предложения)

Синонимы к слову «культура»

Ассоциации к слову «культура»

Какой бывает «культура»

Морфология

Правописание

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я