Цитаты со словом «культура»

Область
поиска
Область
поиска
Русский народ не был народом культуры по преимуществу, как народы Западной Европы, он был более народом откровений и вдохновений, он не знал меры и легко впадал в крайности.
Как объяснить это долгое отсутствие просвещения в России, у народа очень одаренного и способного к восприятию высшей культуры, как объяснить эту культурную отсталость и даже безграмотность, это отсутствие органических связей с великими культурами прошлого?
Высказывалась мысль, что перевод Священного Писания Кириллом и Мефодием на славянский язык был неблагоприятен для развития русской умственной культуры, ибо произошел разрыв с греческим и латинским языком.
«Очерки по истории русской культуры», т. III.
Западные влияния, приведшие к замечательной русской культуре XIX в., не были благоприятны для народа.
Западная культура в России XVIII в. была поверхностным барским заимствованием и подражанием.
Западную культуру русские бары XVIII в. усвоили себе в форме плохо переваренного вольтерианства.
Это была эпоха мистических течений, масонских лож, интерконфессионального христианства, Библейского Общества, Священного союза и теократических мечтаний, Отечественной войны, декабристов, Пушкина и развития русской поэзии, эпоха русского универсализма, который имел такое определяющее значение для русской духовной культуры XIX в.
Но основной русской темой будет не творчество совершенной культуры, а творчество лучшей жизни.
И еще долго у нас по-настоящему не возникнет философской культуры, а будут лишь одинокие мыслители.
Но влияние немецкой философии и немецкой духовной культуры было в высшей степени плодотворным.
Это — естественный результат культуры, всецело основанной на заимствовании и подражании.
Люди 40-х годов принадлежали к одному стилю культуры, к тому же обществу культурного дворянства.
Славянофилы верили в особый тип культуры, возникающий на духовной почве православия.
Самое противоположение существует и внутри Западной Европы, например противоположение религиозной культуры и безбожной цивилизации.
Но тип русского мышления и русской культуры все же очень отличается от западноевропейского.
Славянофилы искали в истории, в обществе и культуре ту же духовную целостность, которую находили в душе.
Они хотели открыть оригинальный тип культуры и общественного строя на духовной почве православия.
Из всех славянофилов Хомяков, самый сильный характер в этом лагере, наименее был враждебен западной культуре.
Более поздний славянофил, К. Аксаков, в отличие от Н. Данилевского, признавал идею общечеловеческой культуры.
В великом сближении Запада и Востока Россия, соединяющая в себе черты этих двух культур, призвана сыграть роль посредника, который предотвратит гибельные последствия их столкновения.
Он первый разночинец и типичный интеллигент (в более узком смысле) второй половины XIX в., когда наша культура перестала быть исключительно дворянской.
Но настоящей философской культуры он не имел.
Философская культура Герцена не давала ему возможности обосновать и выразить свои мысли об отношении между настоящим и будущим.
Цельной европейской культуры не существует, это выдумки славянофилов.
Данилевский совершенно прав, когда он говорит, что так называемая европейская культура не есть единственная возможная культура, что возможны другие типы культуры.
Одинаково верно утверждение, что культура всегда национально-своеобразна и что существует общечеловеческая культура.
Неустанное размышление о расцвете и упадке обществ и культур, резкое преобладание эстетики над этикой, биологические основы философии истории и социологии, аристократизм, ненависть к либерально-эгалитарному прогрессу и демократии, amor fati — все это черты, роднящие Леонтьева с Ницше.
Одно время К. Леонтьев верил, что на Востоке, в России, возможны еще культуры цветущей сложности, но это не связано у него было с верой в великую миссию русского народа.
Тема о смысле жизни, о спасении человека, народа и всего человечества от зла и страдания преобладала над темой о творчестве культуры.
И у них являлось сомнение в оправданности культуры, в оправданности их собственного творчества.
Русские всегда смешивали гуманизм с гуманитаризмом и связывали его не столько с античностью, с обращением к греко-римской культуре, сколько с религией человечества XIX в., не столько с Эразмом, сколько с Фейербахом.
Первоначально европейский гуманизм совсем не означал признания самодостаточности человека и обоготворения человечества, он имел истоки не только в греко-римской культуре, но и в христианстве.
Именно русскому сознанию свойственно было сомнение религиозное, моральное и социальное в оправданности творчества культуры.
Это и было царство культуры по преимуществу.
Леонтьев был ренессансным человеком, любил цветущую культуру.
Он проповедовал мораль ценностей, ценностей красоты, цветущей культуры, государственного могущества в противоположность морали, основанной на верховенстве человеческой личности, на сострадании к человеку.
Тема о судьбе культуры была им очень остро поставлена.
Он предвидел возможный декаданс культуры, он многое сказал раньше Ницше, Гобино, Шпенглера.
Но тип его культуры не был особенно высоким, он был ниже типа культуры идеалистов 40-х годов, таков был результат демократизации.
Это — различие душевного склада разночинца и барина, демократа и человека аристократической культуры.
Писарев заслуживает отдельного рассмотрения в связи с вопросом о русском нигилизме и русском отношении к культуре.
Наиболее интересен Н. Михайловский, человек умственно одаренный, замечательный социолог, поставивший интересные проблемы, но с очень невысокой философской культурой, знакомый, главным образом, с философией позитивизма.
Социально-революционная тема, когда ей отдавались целиком, подавляла сознание, вызывала конфликт с творческим богатством мысли, с цветением культуры.
Под конец жизни, разочаровавшись в возможности в России органической цветущей культуры, отчасти под влиянием Вл. Соловьева, К. Леонтьев даже проектировал что-то вроде монархического социализма и стоял за социальные реформы и за решение рабочего вопроса, не столько из любви к справедливости и желания осуществить правду, сколько из желания сохранить хоть что-нибудь из красоты прошлого.
Но на почве марксизма у нас возникнет среди левой интеллигенции течение более высокой и сложной культуры, подготовившее русский идеализм начала XX в.
Оправдание культуры. Различение культуры и цивилизации. Культура конца. Русский нигилизм: Добролюбов, Писарев. Аскетические, эсхатологические и моралистические элементы в нигилизме. Культ естественных наук. Противоречие между принципом личности и материализмом. Противоположение совершенной культуры и совершенной жизни. Л. Толстой. Опрощение Толстого и Руссо. К. Леонтьев и его отношение к культуре.
Теме оправдания культуры принадлежало в русском сознании большее место, чем в сознании западном.
Люди Запада редко сомневались в оправданности культуры.
Они почитали себя наследниками средиземноморской греко-римской культуры и были уверены в священности ее традиций.
 

Цитаты из русской классики со словом «культура»

Народная масса в прошлом имела свою духовную культуру, основанную на религиозной вере, массы же в этот переходный период лишены всякой духовной культуры, и они дорожат только мифами и символами, которые им демагогически внушены, мифами и символами национальными и социальными, расы, нации, государства, класса и пр.
Такие великие явления мировой культуры, как греческая трагедия или культурный ренессанс, как германская культура XIX в. или русская литература XIX в., совсем не были порождениями изолированного индивидуума и самоуслаждением творцов, они были явлением свободного творческого духа.
В русском верхнем культурном слое начала века был настоящий ренессанс духовной культуры, появилась русская философская школа с оригинальной религиозной философией, был расцвет русской поэзии, после десятилетий падения эстетического вкуса пробудилось обостренное эстетическое сознание, пробудился интерес к вопросам духовного порядка, который был у нас в начале XIX века.
Осуществление творческого художественного акта — произведение дифференцированного искусства, культурные эстетические ценности, исход творчества не в мир иной, а в культуру мира этого.
Ведь всякая культура связана с культом, в культе даны уже богатства и ценности культурного творчества.
Смотреть все цитаты из русской классики со словом «культура»

Предложения со словом «культура»

Значение слова «культура»

  • КУЛЬТУ́РА, -ы, ж. 1. Совокупность достижений человеческого общества в производственной, общественной и духовной жизни. Материальная культура. Духовная культура. (Малый академический словарь, МАС)

    Все значения слова КУЛЬТУРА

Афоризмы русских писателей со словом «культура»

Отправить комментарий

@
Смотрите также

Значение слова «культура»

КУЛЬТУ́РА, -ы, ж. 1. Совокупность достижений человеческого общества в производственной, общественной и духовной жизни. Материальная культура. Духовная культура.

Все значения слова «культура»

Предложения со словом «культура»

  • Пройдя через беспримерные испытания XX века, город остаётся символом и основой русской культуры нового времени.

  • Основным средством физической культуры являются физические упражнения – естественные и специально подобранные движения.

  • На тему о сказке как факторе развития европейской культуры можно было бы написать целую книгу.

  • (все предложения)

Синонимы к слову «культура»

Ассоциации к слову «культура»

Какой бывает «культура»

Морфология

Правописание

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я